Конкурентная среда в Петербурге, несмотря на все предпринимаемые Смольным меры, остается недостаточно развитой. Это признали чиновники Смольного. Как отметила губернатор Валентина Матвиенко, некоторые факторы, мешающие развитию бизнеса, уже в «зубах завязли». Но с ними все равно надо что-то делать - за 68,3 миллиона рублей.
Именно столько потребуется на реализацию программы, представленной на заседании. Из них в следующем году планируется освоить более 24 миллионов рублей. И по 10-11 миллионов в последующие годы.
В самой программе - достаточно полный анализ всех основных сфер деятельности бизнеса в городе, а также план действий для развития конкурентной среды. Среди основных проблем бизнеса указывается как наличие административных барьеров, так и труднодоступность ресурсов для начала предпринимательской деятельности. Упомянуты и недостаточная безопасность и дороговизна вхождения на рынок.
Рынки основных продовольственных товаров в Санкт-Петербурге, как было отмечено на заседании, являются конкурентными. Однако потенциал конкуренции используется недостаточно для того, чтобы обеспечивать петербуржцев качественными продуктами питания по доступным ценам.
Рынок хлеба и хлебобулочных изделий является высоко концентрированным, причем в силу процессов экономической концентрации совокупная доля трех наиболее крупных поставщиков выросла за последние 5-6 лет с 60 процентов до 84 процентов. Рынок молочных продуктов является умеренно концентрированным, совокупная доля трех наиболее крупных поставщиков остается такой же, как 5-6 лет назад – около 65 процентов. Но значительная доля рынка у крупных поставщиков создает потенциальную угрозу монополистической деятельности (например, ценового сговора) как на рынке хлеба и хлебобулочных изделий, так и на рынке молочных продуктов.
Тем не менее, подчеркнули в правительстве, в настоящее время не наблюдается доминирования крупных участников данных рынков - только наиболее солидные поставщики, имеющие общероссийские масштабы деятельности, способны формировать выгодные для себя условия поставок в торговые сети.
В городе конкурируют 120-130 крупных и средних организаций, занимающихся розничной торговлей продовольственными товарами, а также множество хозяйствующих субъектов, относящихся к малому бизнесу, с учетом которых число независимых участников достигает нескольких тысяч. Однако примерно 75 процентов рынка сконцентрировано у двух-трех десятков крупных торговых сетей, более 60 процентов принадлежит пяти из них.
На розничном рынке лекарственных препаратов наблюдается очень высокая степень охвата сегмента аптечными сетями (более 80 процентов). Однако лишь четыре наиболее крупных компании обладают долей рынка более 5 процентов и имеют в Санкт-Петербурге более 50 аптек (при общем количестве около 1100). Совокупная доля трех наиболее крупных участников рынка превышает 50 процентов. Однако ни одна из аптечных сетей не является доминирующим хозяйствующим субъектом. Тем не менее, в последние два-три года активно происходят слияния и поглощения, включение небольших сетей аптек в более крупные.
Мер по развитию конкуренции требует и рынок ЖКХ, так как организаций, оказывающих услуги, много, а вот качество при этом «хромает».
А в сфере оказания транспортных услуг, по мнению чиновников, даже наблюдается недобросовестная конкуренция: одни организации проходят конкурс, заключают договоры на обслуживание маршрутов, а другие просто ездят с лицензией, «отбирая часть прибыли». Для борьбы с этим злом нужно вносить изменения в федеральные нормативные документы.
Розничный рынок поставки электроэнергии забюрократизирован: различные барьеры не позволяют перезаключить договоры на обслуживание с одного на другого поставщика в течение календарного года. А войти на рынок оптовой и розничной поставки нефтепродуктов слишком затратно. Да и участки под АЗС арендовать непросто. Есть проблемы и в строительном секторе. На аукционы выставляются очень крупные участки. Инвесторы к тому же должны вносить до 40 процентов средств на инженерную подготовку территории еще до начала строительства. Снижение участия в строительстве жилья малых и средних компаний объясняется отсутствием при организации конкурсов (аукционов) небольших и недорогих лотов (0,5-2 га), включающих инженерно подготовленные участки.
А вот у банков все нормально. Как отмечается в программе, существует серьезная банковская конкуренция. Финучреждения стремятся завоевать новые ниши для своей деятельности, в частности, многие увеличивают объемы потребительского кредитования. На рынке страховых услуг — засилье московских компаний. А нашим довольно трудно выйти на него из-за обязательств иметь договоры с банками и других препятствий.
Вот эту самую ситуацию на рынке Петербурга и планирует исправить комитет экономического развития города. Среди целей программы - достижение множественных числовых и процентных показателей, которые мало что скажут и бизнесу, и рядовым петербуржцам. Главное, что спрос должен расти, количество организаций, занятых в различных сферах, тоже, ценники не должны зашкаливать, а отвечать реалиям работы в нормальной конкурентной среде.
Что для этого надо сделать, указано в плане, где и расписано, сколько денег на что следует потратить. На совершенствование работы системы органов власти нужно в 2011 году 5 миллионов. Еще по миллиону в последующие годы – на улучшение системы контроля. На снижение административных барьеров нужно 1,2 миллиона рублей. Серьезный полный и точный мониторинг конкурентной среды обойдется в 7,5 миллиона рублей за все годы. На обеспечение оперативного доступа заинтересованных лиц к актуальной и достоверной информации государственных органов, необходимой для принятия решений, связанных с объектами недвижимости, потребуется 17,5 миллиона рублей. На исключение коррупции при продаже государственного имущества, предоставлении прав аренды земельных участков и нежилых помещений нужно 2,5 миллиона рублей.
На заседании правительства доклад заслушали, одобрили, приняли. Правда, отметили – отвечать теперь главе КЭРППиТ Елину за каждый пункт. Головой.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру