Как известно, лето дается нам только раз в году, и прожить его надо интересно, красиво, достойно. Кто-то скупает путевки в жаркие страны, другой спешит на дачу, а вот знаменитый петербургский режиссер Владимир Бортко предпочитает проводить летний отпуск в путешествиях за рулем своего автомобиля. Колеся по Европе на своем любимом BMW, он покрывает огромные расстояния, но за рулем не устает, а набирается новых впечатлений. Об этом создатель таких кинохитов, как «Бандитский Петербург», «Идиот», «Мастер и Маргарита», «Тарас Бульба», рассказал «Водителю Петербурга».
– Владимир Владимирович, вы заядлый автомобилист и путешественник… Откуда у вас такая страсть к автомобилям?
– Откуда я знаю – может генетическая? Мне очень нравится ездить, я люблю машины. За рулем с 1973 года.
– Вы часто меняете автомобили?
– Нет, не часто. В какой-то момент у меня десять лет вообще не было машины – денег не хватало. Первый «Мерседес», 190-й, поддержанный, появился в конце 80-х. А когда я снимал «Афганский излом», то ездил на Land Rover, но не на своем. Мы специально купили его в Италии, чтобы в итоге сжечь в кадре. Но вначале он снимался, и параллельно я на нем ездил. Замечательная машина.
– И сожли без сожаления?
– Конечно, для этого и покупали.
– Искусство требует жертв! А кадры эффектные получились?
– Они вошли фильм: одна машина взрывается прямо на экране, вторая переворачивается. Там мы вообще уничтожили колонну «КАМАЗов» – сбрасывали их с обрыва. Машин погибло много, но для того и были приобретены…
А у меня самого случайных машин не было, я все с удовольствием вспоминаю. Каждая – часть моей жизнь, и отношусь к ним как к живому существу.
– А есть все-таки любимая?
– Когда-то мне казалось, что «Жигули» – вершина автомобилестроения, и я получал колоссальное удовольствие от первой своей «копеечки». Потом у меня были «мерседесы», а в последнее время перешел на BMW, о чем ничуть не жалею.
И любимая машина, наверное, нынешняя – иначе, зачем бы я ее покупал. Мне очень нравится «БМВ» – приёмистая машина, очень поворотливая, она в достаточной степени комфортна, но самое главное, сделана для того, чтобы ездить, и это чувствуется во всем. А уж летом путешествовать на ней – одно удовольствие.
– Расскажите о том, как вы колесите по Европе?
– Помню, на «жигуле-копейке» мы из Киева поехали до Одессы, потом вернулись обратно – таким было первое большое путешествие. Понравилось! С тех пор мы с женой Наташей, Натальей Николаевной регулярно ездим – сначала по Союзу, теперь можно ездить по Европе, что мы и делаем. Я советую всем этим заниматься – это прекрасно, здорово! Когда ты летишь на самолете, то ты видишь два аэропорта, а потом несколько музеев, гостиницу, ну и погуляешь немного. А когда едешь через страну, ты видишь ее всю. Ощущаешь и познаешь не в приукрашенном виде, а такой, какая она есть. Обычная остановка на бензозаправке – уже событие, потому что ты общаешься с людьми, которые живут не в Берлине, не в Париже, не в столицах – они живут во Франции, Германии, ты общаешься с ними, и это безумно интересно. Или, например, едешь себе по Италии, и вдруг на горизонте возникает наклонная башня – Пизанская. Конечно, ты останавливаешься, смотришь, никуда не торопясь... Получается, уехал из Петербурга от своей двери, проехал по Европе и вернулся к своей двери. Можешь считать себя капитаном «корабля», и, кстати, юридически ты считаешься главой своей авто-территории.
– Как выглядело ваше первое заграничное автопутешествие?
– Из Петербурга до Хельсинки. Потом на пароме до Стокгольма, что, кстати, сказать, не так дорого. Не пробивает брешь в бюджете. После Стокгольма мы пересекли Швецию, въехали в Норвегию, побывали в Осло. Оттуда снова на пароме – до Копенгагена. Затем был мост, соединяющий Данию и Швецию, потом опять Стокгольм, опять Хельсинки, и – домой. Море новых впечатлений, положительных эмоций!
Очень интересно мы путешествовали по Германии. На мой взгляд, туда лучше всего ехать не через Прибалтику, а до Хельсинки, и оттуда уже, кому куда ближе: если до Берлина, то через Росток. А если в Голландию, то – на пароме, они идут каждый день по несколько раз, и это совсем не так дорого, как кажется.
Самое большое путешествие мы затеяли в прошлом году. Из Петербурга в Киев, Львов, а дальше – Краков, Будапешт, Триест – и это уже море. Затем – Милан, а дальше – Марсель, Барселона, а там и Памплона, коррида, и бой быков, ребята! Я видел настоящий бой быков! Жена не пошла, а я помчался и не пожалел. Не потому, что я кровожадный – там много самых разных эмоций. Ну, это еще так ярко Хемингуэй описал. Потом Барице, потом Париж, потом Амстердам, потом Гамбург, Росток, Хельсинки и – назад. К собственной двери. Итого – 10 тысяч километров!
– Долго длился автопробег кинорежиссера?
– Месяц, но мы же не просто ехали! Останавливались в гостиницах, причем заранее заказывали отели, уже знали, куда приезжаем. Все выстраивалось заранее. Любую гостиницу можно найти и забронировать в Интернете. А можно пойти в какое-нибудь в агентство, где тебе все подберут и сделают. Все будет расписано по дням и часам – садись за руль, и вперед!
Самое главное, я теперь с полным правом могу воскликнуть: «Я видел Европу, я ее видел! Я ее всю «обнюхал»! На своей машине, сидя за своим рулем.
– Причем, смотрел, сколько хотел, и никакой назойливый гид, руководитель тургруппы не мешал, не торопил...
– Конечно! Но гид у вас может тоже быть совершенно спокойно. Мы приглашали гида в Париже, в Версале, потому что там он нужен. Вообще, такая красота: машина стоит у отеля, а дальше ты свободен. Можешь на своей ездить, как я и делал, можешь гулять. Но, конечно, по Парижу лучше не ездить, это я вам точно говорю. Там нужно ногами ходить, не спешить, не пропустить главное.
– К тому же настроение портят знаменитые парижские пробки!
– Такие пробки, как в двух российских столицах, европейцам не снились! Москва тут, конечно, чемпион мира и окрестностей. Кстати, когда я раздумывал о возможном переезде на постоянное место жительства в Москву, то одним из негативных факторов стало то, что в Москве ездить на рулем практически нереально, а для меня отказ от этого – слишком жестокое ограничение… Господа, таких пробок, как здесь, нет нигде, я свидетельствую. В том же Берлине, который размером с Питер, и где машин раза в три больше, пробок нет. Их просто там не существует.
– Как думаете, почему?
– Очевидно, дело в организации движения. В дисциплине водителей – это тоже имеет колоссальное значение. Там же справа идет автобус и, кстати, такси там тоже едет как автобус. Я как-то, раскрыв варежку, туда заехал, так немец на дороге стал меня отчитывать: «Куда ты заехал, господин, так нельзя!» Там действительно никто так не делает.
– В Европе ведь еще и более экономичные машины, чем у нас…
– Там даже богатые люди ездят, в основном, на достаточно скромных машинах. И дело не в пробках, а в парковке. Парковка – их беда. Двигаться можно, пожалуйста, сколько хочешь, пробок почти нет. Когда они говорят: «Ой, знаете, там большая пробка», это по нашим понятиям: «Движемся». Ну и, конечно, все тебе показывает GPS – ездить без этой штуки по заграницам нельзя.
– С какой скоростью вы преодолеваете большие расстояния в путешествиях по Европе?
– Стараюсь сначала сделать хотя бы примерное расписание, потом его придерживаться. Скорость в той же Германии не ограничена, даже если написано 130, ты можешь ехать больше. Правда, если там написано 80, то ты поедешь 80, а 130 – это по шоссе, где езжай все 200. Обычный мой отрезок движения – 200-300 километров. 400 – это уже много, а 600 были два раза. Самый утомительный переезд, конечно, из Питера в Киев – 1200 километров за один день. Но ничего. В свое время я на «Жигулях» туда несколько раз катался, и вот это, извините, действительно, сложно. На «БМВ» же ехать – одно удовольствие.
– А в Москву не рискуете ездить?
– Сколько угодно, только дорога плохая.
– Все говорят, что дорога плохая, и многие отказываются от таких поездок…
– В Москву лучше отправляться на поезде или на самолете. Потому что, во-первых, дорогая плохая, во-вторых, по опыту знаю, что больше 600 километров в пути – это уже не хорошо. То есть ты приедешь уставший, будет трудно что-то делать, решать какие-то вопросы. 200-300 – это одно удовольствие, даже по нашим дорогам… Хотя если сделают трассу хорошую, то 600, поделенные на 200, можно преодолеть достаточно быстро. Но не знаю, когда ее сделают: жаль, наверное, жить в эту прекрасную пору нам не доведется…
– Какой вы водитель?
– Плохой (смеется)! Хотя во мне, конечно, есть и хорошее: отличная реакция и большой опыт. Я примерно представляю себе, как будут развиваться события на дороге в той или иной ситуации, и удивить меня довольно трудно.
– Почему же тогда – плохой водитель?
– Грешу, как правило, превышением скорости. Понимаете, если машина разгоняется достаточно быстро – за пять секунд до 100 километров, то хочется это использовать. Хотя все «БМВ», вне зависимости от мощности двигателя, ограничены скоростью 250. Просто компьютер остановит вас. И правильно. Как-то в Германии мы ехали по шоссе, рядом был маленький аэродром, и вдруг я увидел, как взлетающий самолет летит от меня… назад! Я взглянул на спидометр: 220! Маленький самолет на взлете набирает гораздо меньше, поэтому я его догнал и обогнал. Но в принципе, комфортная скорость для меня – 180, дальше уже не нужно. 250 не разгонялся никогда, предел был 220. Это совершенно достаточно на любой дороге, потому что дальше начинается уже «ралли Монте-Карло»: я вцепляюсь в руль, слежу за дорогой, чтобы чего не вышло. А для хорошей машины 180 – нормальная скорость, прекрасно идет, тихо и замечательно.
– Если вы любите такую скорость, у вас наверняка случаются конфликты с ГИБДД?
– Конечно, но пока мы находим общий язык.
– За счет вашего обаяния или известного имени?
– Обаяния у меня маловато, но иногда меня действительно узнают. Говорят: «Владимир Владимирович, зачем же вы так?» Водятся за мной и мелкие нарушения – например, могу развернуться где-нибудь. Но, поймите, нарушение нарушению рознь: выезд на левую сторону через осевую – это смерти подобно во время движения. С такими замашками на будущих путешествиях по Европе можно точно поставить крест…