Сейчас

+26˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+26˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 26

2 м/с, вос

761мм

51%

Подробнее

Пробки

6/10

Не водкой единой

536
ПоделитьсяПоделиться

Собрав петербургских журналистов в Музее русской водки, оргкомитет грядущего ближайшей осенью XX Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» сообщил о своих планах. Столь экстравагантная точка проведения брифинга объясняется материалом, избранным для титульной премьеры фестиваля: в книге Венедикта Ерофеева «Москва–Петушки» тема алкогольных возлияний занимает не последнее место.

Идея спектакля возникла у арт-директора фестиваля Марины Беляевой. Это не только дань памяти знаменитого Венички Ерофеева, двадцать лет со дня кончины которого исполняется в нынешнем году. Это и попытка объединить вокруг еще современного, но уже ставшего литературной классикой прозаического текста интернациональную компанию заметных театральных деятелей. «Москву–Петушки» ставит Андрей Жолдак, ученик Анатолия Васильева, радикальный украинский режиссер, живущий в Берлине. Главную роль исполняет Владас Багдонас, литовский мэтр, один из любимых актеров великого Эймунтаса Някрошюса. Декорацию создает болгарский сценограф Тита Димова – с некоторых пор соратница и постоянная творческая спутница Андрея Жолдака. Над костюмами работает Туомас Лампинен – художник из Финляндии, не так давно сотрудничавший с Жолдаком на постановке «Анны Карениной» в Турку.

ПоделитьсяПоделиться



У Андрея Жолдака уже имеется опыт работы в «Балтийском доме»: он ставил здесь «Тараса Бульбу». О «Бульбе» на встрече в Музее водки вспоминали, говорили, что актеры спектакля «буквально влюбились в Жолдака». У автора настоящих строк немножко другие сведения – знаю как минимум парочку актеров, которые вспоминают ту работу недобрыми словами. Зритель «Бульбу» тоже не особенно оценил – спектакль был странным, разбивал традиционные представления о театральном нарративе. Однако из этого вовсе не следует, что судьба «Москвы–Петушков» непременно будет столь же драматичной. За прошедшее десятилетие изменились и петербургские актеры, и зрители, и отношение к театру в целом. Появился интерес к неортодоксальным формам сценического высказывания, пали за ненадобностью многие стереотипы. Изменился, вырос и сам Жолдак. Главной темой творческой биографии этого режиссера я бы назвал поиски «нового катарсиса». Жолдак стремится вернуть театру грозный обрядовый смысл, с которого тот начался во времена седой архаики. Режиссер рвется создать зрелище, апеллирующее напрямую к эмоциональному аппарату зрителя; это антиинтеллектуальный, «правополушарный» театр. Жолдак никогда не прочь припасть к сокровищнице мировой культуры, он, в отличие от многих братьев по ремеслу, неплохо разбирается и в культуре современной. Но будучи убежденным постмодернистом, не ранжирует ценности, объединяя в своих образных рядах высокую классику и трэш в равноправных долях. Культурная информация здесь не цель, а средство – обнаружить бессознательную связь образов, прорваться к изначальной первобытной эмоции, добиться у сопротивляющегося зрителя того самого катарсиса, который в эпоху марсоходов, айфонов, интернета и громогласных ночных клубов вызвать уже непросто.

Жолдак стремится сделать театр сильнодействующим, не стесняясь в способах. Он требует от актеров предельного эмоционального напряжения, работы на грани истерики. Он слепит зрителям глаза ярким светом и оглушает ураганным звуком. Он снижает мелкие бытовые радости своих героев до омерзительного свинарника и возвышает их маленькие печали до обрядовых плачей. Он бьет зрителя наотмашь крупными планами актерских лиц, включая в спектакли видеосъемки в реальном времени (прием позаимствован у немецкого режиссера Франка Касторфа, но Жолдак пользуется им столь активно, что скоро заработает права соавторства). Присутствовавший на встрече председатель петербургского Комитета по культуре Антон Губанков то ли случайно, то ли нарочно подал реплику, достойную идеального зрителя Жолдака: «Мы редко плачем. Я хотел бы на спектакле плакать». Украинский радикал с готовностью пообещал оправдать ожидания. «Мы купим машину для пыток, Багдонасу пальцы выломаем, глаза выдавим» – радостно пошутил Жолдак. Седовласый Багдонас покорно кивнул, выражая согласие на жертву ради искусства.

ПоделитьсяПоделиться



Багдонас тоже сыпал шутками: «Я теперь много работаю в России. В Литве мне все завидуют – скоро здороваться перестанут». И еще: «Я привык, что режиссер молчит, вздыхает, говорит одно только слово “Ну” (иронический намек на литовского гения Эймунтаса Някрошюса. – А.П.), а тут такой темперамент, Андрей мне всё что-то говорит, объясняет. Я стараюсь соответствовать». Жолдак тем временем рассыпался в комплиментах директору «Балтийского дома» Сергею Шубу и арт-директору Марине Беляевой: и фестиваль у них самый лучший, и сами они молодцы, потому что, подписывая контракт с постановщиком, не пытаются ущербить режиссерский замысел в угоду стереотипам и требованиям кассы. «А то скажу где-нибудь, что я Чингисхан, воюющий с театральной косностью, – разоткровенничался Жолдак. – А назавтра у худрука московского театра лежит вырезка со статьей: и отбирают у меня постановку». На днях утвержден проект декораций Титы Димовой – они оказались неожиданными, «нежными и лиричными»: Багдонас теперь пытается к ним пристроиться, а финский художник Лампинен сразу сел переделывать эскизы костюмов. Большая сцена «Балтийского дома» летом закроется на реконструкцию и техническую реновацию, а декорацию отстроят в большом фойе – и в ней будут репетировать.

ПоделитьсяПоделиться



Художественную состоятельность и дальнейшую прокатную судьбу «Москвы–Петушков» (премьера запланирована на 7 октября) сегодня трудно предсказать, хотя надо отметить, что в ряду последних премьер «Балтдома» этот проект выглядит весьма многообещающим. А вот высокое качество юбилейной программы к 20-летию фестиваля можно констатировать безоговорочно. В сентябре-октябре нынешнего года Петербург ждут как избранные лучшие спектакли прошлых лет, так и эксклюзивные гастрольные новинки. Эймунтас Някрошюс привезет из Вильнюса и своего «Идиота», уже показанного в Петербурге прошлой осенью, и специально готовящееся восстановление легендарного «Отелло» всё с тем же Владасом Багдонасом в заглавной роли. Один из последних показов знаменитого «Маскарада» Римаса Туминаса (также из театрального города Вильнюса) пройдет в рамках грядущего фестиваля; когда-то этот спектакль российские зрители увидели именно на сцене «Балтийского дома», теперь, как известно, Туминас (уже в статусе худрука московского Театра им. Вахтангова) сделал его новую версию с российскими артистами. Повторно будет привезена и работа латыша Алвиса Херманиса «Долгая жизнь»: спектакль-воспоминание о миновавшей советской поре, меланхоличное и мудрое высказывание о быстротечности жизни и неуловимости времени.

ПоделитьсяПоделиться



Теперь о спектаклях, которые окажутся в Петербурге впервые. Из Варшавы прибудет спектакль великого Кристиана Люпы: «Персона. Мэрилин» – вольная интерпретация истории жизни и смерти Мэрилин Монро, одновременно – опыт сценического препарирования современной масскультуры. Недавнюю удачу Тбилисского театра им. Марджанишвили – спектакль Левана Цуладзе «Дама с собачкой» – обещают привезти, несмотря на все разногласия политиков России и Грузии. Спектакль Иосифа Райхельгауза, руководителя московского театра «Школа современной пьесы», «Дом» по пьесе Евгения Гришковца может вызвать дополнительный интерес публики благодаря исполнителю главной роли – популярному телеведущему Александру Гордону.

ПоделитьсяПоделиться

Известный голландский режиссер Иво ван Хове впервые представит свою работу российскому зрителю, и это будет «Человеческий голос» по мотивам монопьесы Жана Кокто. Один из ведущих российских постановщиков – Кама Гинкас – покажет новейшую «Медею». Нас ожидают и две работы московского «Театра.doc»: обе вдохновлены неутомимым подвижником «новой драмы» Михаилом Угаровым. «Жизнь удалась» по пьесе Павла Пряжко давеча удостоилась спецприза «Золотой маски»: это опыт сценического смыслоизвлечения на материале вульгарной повседневной речи; классический сюжет мелодрамы под давлением речевой среды модулирует в абсурдистскую трагикомедию. Проект «1.18» – редчайший пример российского политического театра: в основе спектакля дело насмерть замученного в СИЗО Матросской Тишины Сергея Магницкого, текст – только документальные свидетельства, звучащие пострашней самых резких зонгов Брехта.

ПоделитьсяПоделиться



А завершит фестиваль спектакль гамбургского театра «Талия» «Дети солнца» по пьесе Горького в постановке еще одного известного голландца – Люка Персеваля. Говоря об этой постановке, Марина Беляева так удивительно светлела лицом, что одной этой эмоции было достаточно, дабы заинтересоваться. Заинтересовался и сидевший рядом с ней депутат и бизнесмен Андрей Ловягин (почетный президент фестиваля): ему, кстати, припомнили, как он расчувствовался во время показа спектакля Персеваля «Дядя Ваня» и, придя в восторг, буквально завалил артистов цветами. За такие творческие планы было не грех и выпить чуток специальной «ерофеевской настойки». За хороший фестиваль что ж не выпить-то?

ПоделитьсяПоделиться



Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «
Театры»
 

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close