Мировой финансовый кризис в уходящем году не прошел незамеченным и для угонщиков автомобилей. В 2009, по неофициальной пока статистике, количество угонов снизилось почти на 20%. Самыми востребованными среди авто по-прежнему остаются отечественные модели, а среди иномарок, как и в прошлом году, лидирует "Тойота". А вот в способах угона и методах реализации преступники в уходящем году проявляли незаурядную оригинальность, рассказывают "Вести ФМ".
Прогнозируя число угнанных машин, эксперты в начале 2009 утверждали: не менее 110 000 владельцев останутся без своих автомобилей. Однако, по предварительным данным, за 10 месяцев 2009 в угоне числится 73 000 машин. Статистику скорректировал кризис, уверен заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто.
"Рынок упал - что новых машин, что подержанных. Соответственно, рынок ворованных машин тоже должен был упасть. Никто не ворует машину просто так, воруют ее, чтобы кому-то продать. Количество заказов тоже уменьшилось, поэтому снизилась и угоняемость", - поясняет Моржаретто. Скорректировались и цены на угнанные машины. Их стоимость практически сравнялась с легальными предложениями в автосалонах. Чтобы как-то компенсировать потери, злоумышленники стали активнее разрабатывать такой сегмент криминального рынка, как угон на запчасти. По словам Игоря Моржаретто, так и заработать проще и вероятность быть пойманным – меньше.
"Примерно половина всех машин, во всяком случае, все недорогие машины, угоняются в первую очередь не для продажи, а для разборки на запчасти. Она моментально обезличивается - и все, нет этой машины, найти невозможно. Сейчас все-таки контроль ужесточился, значительно сложнее стало поставить на учет машину с перебитыми номерами, соответственно, увеличилась доля тех машин, которые разбирают", - рассказывает заместитель главного редактора журнала "За рулем".
В этом году участились случаи угонов прямо с подъемников автомастерских. Причем, как утверждает президент Общества потребителей автотехники Антон Недзвецкий, водители сами провоцируют преступников, не проверив правильность оформления документов. "Порядка 30% случаев, когда люди не оформляют надлежащим образом документов. Не оставляют у себя копий приемо-сдаточных актов, заказ-нарядов, а просто пользуются договоренностью, рассчитывают на авось. Из этих 30% - 10 сталкиваются с какими-то проблемами", - говорит Недзвецкий.
Что же касается марок, которые предпочитали угонщики в этом году, их вкусы оказались консервативны. По-прежнему в фаворе - отечественные автомобили, в основном это четырнадцатая, двенадцатая, девятая модели "Жигулей'. На их долю приходится 64% от всех угонов. На втором месте - японская "Тойота". Третье место традиционно за BMW, затем Nissan, Mazda и Audi. Причем, по словам экспертов, в будущем году ситуация с модельным рядом в группе риска вряд ли изменится. Однако новое было и здесь. Чаще стали угонять по-настоящему дорогие автомобили, такие, как Porsche Cayenne, Hummer и даже Bentley. Заказы на эти модели, что называется, эксклюзивные, добавляет председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. "Угоняют и "Лексусы". На эти автомобили тоже спрос огромный, особенно в республиках Закавказья. Туда очень много уходит автомобилей, особенно такого класса", - поясняет Канаев.
В уходящем году преступники открывали и новые горизонты. Так, в угон все чаще стали заявлять строительную технику: автокраны и даже экскаваторы. Еще одна новая строка в истории угонов - квадроциклы. В Подмосковье за прошлый год украдено более 70 мотовездеходов. В том, что в столичном регионе завелась банда, специализирующаяся на спортивной технике, в милиции признают, однако пока поймать ее участников не удалось.
Сохранятся ли тенденции уходящего года в году наступающем, специалисты сказать затруднились. В одном эксперты сходятся - черный авторынок, в отличие от рынка легального, тоньше чувствует изменения потребительских настроений. Если будет спрос - предложение не заставит себя ждать.
Среди способов угона, порой, встречаются и совсем уж анекдотичные. Доверчивость некоторых автовладельцев просто не имеет границ, чем и пользуются преступники.
Так, красноярские милиционеры на днях задержали угонщика, виртуозно владеющего силой убеждения. Никаких монтировок, отмычек и современных электронных устройств. Но водители без проблем расставались с автомобилями, своими руками вручая ключи обаятельному мужчине.
Действовал преступник, который, кстати, уже был судим ранее, следующим образом: он выискивал свои жертвы по объявлениям о продаже автомобилей, которые владельцы размещали на стеклах своих машин. Затем звонил им и договаривался о встрече. При этом он представлялся работником автосервиса и предлагал продавцу подъехать к его месту работы, чтобы осмотреть и продиагностировать машину. Однако, приехав, вместо сервиса продавец обычно видел перед собой закрытые ворота заброшенного завода.
Тут и включались из ряда вон выходящие способности преступника. Каким-то образом ему удавалось убедить владельца машины пустить его за руль, чтобы, якобы, объехать территорию и открыть ворота. Самое удивительное, что ему верили, после чего хозяин своего автомобиля больше не видел. Машины преступник вывозил в другой регион и продавал, сообщает «Авторадио».
Задержали же угонщика на посту ДПС, когда тот пытался выехать их города на очередном угнанном автомобиле. Теперь злоумышленнику, согласно ст 159 УК РФ (мошенничество) грозит до 5 лет лишения свободы.