Из США пришла сенсационная для делового мира новость: правление одного из флагманов мировой автоиндустрии — «Дженерал Моторс» (General Motors) — решило отказаться от самой заметной сделки этого года — продажи компании «Опель» (Opel) консорциуму «Магны» (Magna) и «Сбербанка», который собирался наладить в России производство немецких машин, передает НТВ.
Почему «Джи-эм» (GM), который еще месяц назад твердо намеревался продавать «Опель», так резко ударил по тормозам?
Буквально накануне рабочие «Опеля» согласились два года жить на урезанную зарплату, чтобы сохранить свои места, если их завод купят «Сбербанк» и «Магна». На следующей неделе, по информации газет, этот консорциум должен был подписать с Дженерал Моторс» документы о покупке его европейского актива.
Завершения сделки года деловой мир ждал в ближайшие месяц-два. Чтобы она состоялась, была запущена гигантская интернациональная машина. Один из локомотивов американской и мировой автоиндустрии — «Джи-эм», Правительство Германии — страны, которая является экономическим мотором Европы, крупнейший производитель запчастей на планете — канадско-австрийская «Магна», и, наконец, главный российский банк.
После долгих переговоров все эти стороны пришли к приемлемым условиям. В перспективе «Сбербанк» и «Магна» собирались поставить «Опель» на российский конвейер. И вот сегодня, когда в Европе была уже ночь, пришло заявление от правления «Дженерал Моторс»: «Опель» не продается.
Фритц Хендерсон, исполнительный директор компании «Дженерал Моторс»: «Мы понимаем, что тяжелый и затяжной переговорный процесс был изматывающим для всех сторон. Я благодарю Правительство Германии и других стран Евросоюза за проделанную работу.
Мы ценим усилия, предпринятые канадско-австрийской фирмой «Магна» и ее российскими партнерами для достижения справедливого соглашения относительно будущего компании «Опель». Но с самого начала нашей целью было найти наилучший выход для всех наших клиентов, работников, поставщиков и дилеров, что и отразилось на принятом решении».
А еще месяц назад то же самое правление одобрило продажу «дочки», чтобы спасти оказавшуюся на грани банкротства материнскую компанию. Сделка предполагала, что контрольный пакет за полмиллиарда евро получит консорциум «Магны» и «Сбербанка», 55 % акций стороны должны были разделить между собой. У «Джи-эм» тогда осталось бы 35 %, а еще 10 % — у сотрудников «Опеля».
Немецкие власти даже решили помочь «Опелю» деньгами (4,5 миллиарда евро), если завод отойдет консорциуму. Теперь руководство «Дженерал Моторс» намерено вытянуть компанию собственными силами. Этому благоприятствует восстанавливающийся автомобильный рынок и общий рост экономики.
В ближайшее время «Дж-эм» собирается представить европейским правительствам планы реструктуризации «Опеля» на три миллиарда евро. Автогигант надеется, что к этому отнесутся благосклонно. Крупнейший британский профсоюз «Юнайт» (Unite), который представляет интересы английских рабочих «Опеля», уже воспринял решение «Дженерал Моторс» на ура.
Тони Вудли, генеральный секретарь объединенного профсоюза: «Я очень беспокоился, что «Джи-эм» придется продать «Опель» компании автокомплектующих — «Магне». Уверен, что покупатель руководствовался лучшими побуждениями, но у него нет опыта руководства мировым автогигантом, а у «Дженерал Моторс» есть. Несомненно, нынешнее решение «Джи-эм» выглядит совершенно правильным».
В немецком Правительстве такого оптимизма не разделяют. Пресс-служба Ангелы Меркель выразила сожаление, что сделка сорвалась. Недовольство и возмущение высказал и премьер-министр федеральной земли Гессен, где расположена штаб-квартира «Опеля» и его головной офис. Политик признался, что его беспокоит будущее компании и рабочих мест.
Исполнительный директор «Магны», напротив, заявил, что одобряет решение американского автоконцерна. «Сбербанк» пока никак не отреагировал на новость из Детройта. Впрочем, исполнительный директор «Джи-эм» заверил, что корпорация будет стараться упрочить свой бизнес в России и возобновить сотрудничество с «ГАЗом» в целях совместного освоения рынка.