Письмо Нургалиева обсуждают сотрудники МВД. Глава правоохранительной структуры обратился к подчиненным через «Российскую газету» с призывом быть честными и свято блюсти профессиональный долг. Вещи очевидные в непривычной подаче Нургалиева вызвали резонанс. Между тем, руководители крупных компаний и госструктур все чаще обращаются к сотрудникам с целью мотивировать на труд в непростое кризисное время. В формах и приемах наставлений от руководства разбиралась «Фонтанка».
Первооткрывателем эпистолярного общения с многочисленными сотрудниками своей большой компании стал печально известный владелец “Евросети” Евгений Чичваркин. Бизнесмен одним из первых начал рассылать работникам собственных магазинов и офисов “мотивационные” электронные письма, которые вскоре, по большей части из-за своей оригинальности и нетрадиционной лексики, появились в широком доступе в интернете.
Сотрудники восприняли письма шефа весьма неоднозначно. Дело в том, что Чичваркин не стеснялся в крепких выражениях. Стоит только сказать, что озаглавлено было каждое послание следующим обращением: “Всем победоголикам, конкурентофагам и дебилофобам”. Непечатный маркетинг, конечно, стал достоянием общественности. Многие, естественно, бросились бизнесмена осуждать. Но забыли о важной вещи: основная цель писем, а именно, формирование образа строгого, но справедливого и “близкого к народу” лидера компании была выполнена. О чем откровенно в своих блогах сообщали адресаты-сотрудники.
На другой стороне той же медали не менее известный топ-менеждер, руководитель Сбербанка Герман Греф. Он начал общаться со своими сотрудниками через письма сравнительно недавно. Зато посылает сообщения ежедневно, в отличие Чичваркина, упражнявшегося в прозе по случаю.
Герман Оскарович завел практику сообщений, с прочтения которых каждый работник должен начинать рабочий день. В сообщениях “Доброе утро, Сбербанк”, конечно, нет никакой ненормативной лексики. Напротив, эти напутствия можно было бы рекомендовать прочитывать даже в детских учреждениях. Ведь Греф советует адресатам читать больше умных книг, обмениваться впечатлениями, помогать детям и дарить улыбки коллегам и клиентам.
По стилю Герман напоминает скорее кота Леопольда с призывом “давайте жить дружно”. Никаких воззваний к конкуренции с другими банками и борьбы за каждого клиента нет в помине. Зачем же тогда здравомыслящему бизнесмену разводить такие “розовые сопли”. Разве чтобы клерки в отделении банка в Усть-Урюпинске, придя на работу, умилились и утерли скупую слезу фирменным сбербанковским шарфиком.
Эксперты полагают, что цели Грефа более конкретные и приземленные. Дело в том, что глава Сбера сделал свое общение с коллективом двухсторонним. Любой сотрудник может сообщить ему на личную почту все, что угодно: пожаловаться на начальников или коллег, к примеру. Судя по всему, эта система работает, так как недавно Греф поблагодарил работников за многочисленные отзывы на его обращения. Возможно, такая схема позволит банкиру в скором времени наладить тотальный контроль над всем, что происходит в его многочисленных офисах по всей стране.
Еще один способ общения с трудовым коллективом избрал глава МВД Рашид Нургалиев. Он решил не мудрить с почтовой рассылкой, и просто опубликовал открытое обращение в “Российской газете”. В письме “МВД: вчера, сегодня, завтра” Нургалиев в основном говорит о высоком: чести и долге сотрудника правоохранительных органов, просит милиционеров честно выполнять свой долг, не брать взяток, защищать конституционные права граждан. Подчиненные министра МВД взяли под козырек и уже рекомендовали вышедший материал к прочтению во всех отделениях милиции.
Опрошенные «Фонтанкой» представители бизнеса, кстати, не видят ничего крамольного в подобном поведении топ-менеждеров и чиновников.
Руководитель пресс-службы пивоваренного завода «Балтика» Алексей Кедрин считает, что у любой компании или структуры, в том числе государственной, есть право информировать своих подчиненных о происходящем во внешнем мире с помощью корпоративных писем. «Это естественно, ведь во внешней среде всегда что-то происходит, и высший менеджмент просто объясняет персоналу в таких документах, как вести себя в различных обстоятельствах. Наверное, правильно и то, что человек должен знать, какие на него возлагаются задачи и какова его цель деятельности, как он должен вести себя с точки зрения корпоративной культуры. Хотя, к примеру, в нашей компании нет санкций и каких-либо наказаний, если человек подобные документы не изучил»,- поясняет он, добавляя, что в любом случае и это направление можно довести при желании до абсурда, что и происходит с некоторыми руководителями компаний, да и не только. Кстати, по словам Кедрина, у сотрудников «Балтики» есть анонимный форум, на котором они могут высказать свое мнение по всем корпоративным вопросам, и это никак не преследуется.
Подобная атмосфера демократии царит и у представителей петербургских отделений ряда политических партий. Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» координатор фракции эсеров в городском парламенте Олег Нилов, у справедливороссов нет обязанности знакомиться с содержимым блога главы партии Сергея Миронова. «Я это делаю добровольно, по своему желанию. Что же касается важных политических заявлений, событий, происходящих в нашей партии, то я стараюсь следить за ними. Мои помощники делают мне обычно подборку материалов, с которой я и знакомлюсь»,- поясняет он. Саму же инициативу министра депутат готов оценить как «декоративно-косметическую». «Это вариант из раздела здесь помажем зеленкой, здесь припудрим, в то время как надо резать к чертовой матери и проводить комплексную реформу ведомства»,- считает Нилов.
Вопросы у спикеров возникли только к Нургалиеву. Как считает Станислав Белковский, такой явный пиар-ход главы МВД в «Российской газете» лишь явное свидетельство того, что чиновник отчаянно борется за собственное выживание. «Не секрет, что есть различные влиятельные группы, которые бы хотели снять его с должности. Были озвучены в СМИ и предположительные имена его преемников- его первого зама Михаила Суходольского, или, к примеру, главы Госнаркоконтроля Виктора Иванова»,- говорит он, отмечая, что при Нургалиеве по существу произошло полное разрушение и разложение самого ведомства, выросла коррупционная составляющая и снизилась эффективность работы, в то время как реальных шагов по спасению «утопающего» предпринято не было. «Что же касается самих представителей правоохранительных органов, то ничего, кроме усмешки в кулачок, это у них не вызовет»,- вместе с тем соглашается он с Ниловым.
Маша Могилевская, Светлана Коваленко, "Фонтанка.ру"