Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Финансы Кризис Нечего на кризис пенять

Нечего на кризис пенять

311
b2bbuh.ru

Из-за экономических катаклизмов тысячи компаний задерживают зарплату, нарушают договоры с партнерами, граждане не возвращают кредиты и т.д. В свое оправдание они говорят о кризисе. Но потрясения на мировом финансовом рынке не признаются форс-мажорными обстоятельствами, освобождающими нарушителя от взятых на себя обязательств.

Не выполнившая условия договора компания считается виновной до тех пор, пока не доказано иное. Например, то, что поставить товар или выплатить деньги было невозможно из-за форс-мажорных обстоятельств (force majeure – высшая, непреодолимая сила) – «чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств». Таковыми Гражданский кодекс РФ, в частности, не признает нарушение обязанностей со стороны контрагентов, отсутствие на рынке нужных товаров, отсутствие необходимых средств. Поэтому даже если компания потеряла все денежные активы из-за отзыва лицензии у банка, в котором открыт ее счет, ее не освободят от ответственности. А произошедшее отнесут лишь к рискам владельца счета.

Считаем по совести

Юристы полагают, что понятие форс-мажора надо толковать очень аккуратно. «Сам кризис по своей природе не может рассматриваться в качестве обстоятельства непреодолимой силы, – разъясняет Николай Вильчур, руководитель Международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры». – Характер форс-мажора могут носить конкретные проявления этого кризиса – девальвация валюты, инфляция, изменение инвестиционного и кредитного климата и т.д. Следовательно, при попытке обосновать наличие обстоятельств непреодолимой силы надо конкретизировать, в чем они заключаются. Признание того или иного обстоятельства форс-мажорным может стать лишь основанием для освобождения от, например, взыскания процентов или неустойки, но не от самого обязательства. В любом случае этот вопрос будет решаться судом исходя из конкретных фактов. Нужно проанализировать саму ситуацию, ее влияние на взаимоотношения сторон, их правовое и экономическое положение и т.д. Все очень индивидуально и субъективно».

Такой возможностью некоторые компании уже пользуются и даже успешно. Например, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области почти в два раза снизил размер процентов, начисленных на не возвращенный своевременно банком «КИТ-финанс» депозит ООО «Управляющая компания «Свиньин и Партнеры». Ответчик просил снизить размер процентов, апеллируя к тому, что задержка с выплатой «была вызвана объективными причинами, вызванными финансовым кризисом – в сентябре 2008 года к нему одновременно обратилось большое количество вкладчиков с заявлениями о досрочных выплатах, что повлекло за собой установление очередности и невозможность одновременного исполнения обязательств перед вкладчиками». Суд счел этот довод обоснованным.

Не думали мы

Законодательство также допускает изменение или расторжение договора в случае существенного изменения обстоятельств. Цель этой нормы – предупредить будущие убытки и выровнять права сторон. Теоретически она позволяет, например, банку требовать увеличения ставки по кредиту, поставщику импортного товара настаивать на увеличении цены в рублевом эквиваленте и т.д.

«Однако в большинстве случаев нельзя в одностороннем порядке изменить условия договора или расторгнуть его, если только сам договор такой возможности не предусматривает, – уверен Геннадий Скуцкий, старший юрист компании «S&K Вертикаль». – Следовательно, необходимо либо договариваться с контрагентом и подписывать с ним соответствующее соглашение, либо обращаться в суд».

Добиться расторжения или изменения контракта в судебном порядке будет достаточно сложно, так как инициатору спора (например, банку или поставщику импортного товара или пр.) нужно будет доказать совокупность сразу нескольких факторов: в момент заключения договора стороны не могли эти изменения предвидеть, существенность изменившихся обстоятельств, их влияние на договор, значительность наносимого ущерба и пр.
Кроме того, нельзя требовать увеличить ставку, цену или пр., если из обычаев делового оборота или существа договора вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона. Например, риск изменения ставки рефинансирования, как правило, принимает кредитное учреждение – на то там и сидят соответствующие специалисты, чтобы прогнозировать ситуацию. Если в контракте не прописана связь между стоимостью товара и валютным курсом, то вряд ли можно требовать повышения цены из-за девальвации рубля – поставщик должен был это предвидеть. Хотя в каждом конкретном случае эти вопросы в индивидуальном порядке будет решать суд.

«Если хотя бы одно из указанных в Гражданском кодексе РФ оснований отсутствует или не доказано, то договор останется неизменным. Доказывание перечисленных обстоятельств, при всей их возможной внешней очевидности на первый взгляд, на практике сопряжено со значительными трудностями. Поэтому случаи изменения или расторжения договоров в силу существенного изменения обстоятельств в судебной практике не носят массового характера», – заключает Геннадий Скуцкий.

Можно предвидеть, но нельзя предотвратить

Четкого перечня случаев, которые в бизнесе считаются форс-мажорными, не существует. Чаще всего в договоры включают последствия пожаров, забастовок, наводнений, землетрясений и извержений вулканов, военные действия и т.п., а также решения государственных органов и «иные действия, находящиеся вне разумного предвидения и контроля».

Есть и отраслевые особенности. Например, операторы связи считают форс-мажором отключение электричества, каналов передачи данных и т.п. С одной стороны, это могут быть аварии, с другой – нарушение обязательств контрагентами – энергокомпаниями, провайдерами и пр. Туристические фирмы страхуются от изменений валютных курсов, повышения стоимости услуг авиакомпаний и т.д., а сами транспортные компании предусматривают возможность изменения договора в случае роста цен на топливо.

Одно из московских рекламных агентств уже включило в типовой договор в качестве обстоятельства непреодолимой силы «экономический кризис». Но, по данным «Фонтанки», некоторые клиенты отказались заключать такой контракт, поскольку его можно было бы нарушать с момента подписания.

Павел Нетупский,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях