Всю последнюю неделю пристаю к своим высокообразованным друзьям и знакомым, людям как минимум с высшим гуманитарным образованием, а то и кандидатам и докторам всевозможных наук, от философских до политических, с дурацкими вопросами. То есть это они считают вопросы дурацкими, а я их выкопала в открытом сегменте ФБТЗ (вероятно, федеральной базе технических заданий). На официальном сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) эта аббревиатура не расшифрована. Зато расшифрованы требования к литературным познаниям выпускников российских средних школ. Вопросы из литературного ЕГЭ я и задавала высокоученым собеседникам, а они в большинстве своем затруднялись с ответом...
ФИПИ и ЕГЭ
«Педагогические измерения» - словосочетание страшноватое, веет от него чем-то библейским: «ты был взвешен, измерен и признан слишком легким...». Но дело-то в целом благое: действительно, традиционные экзамены субъективны, действительно, экзаменаторы пристрастны. Очень хорошо помню, как плавала на экзамене по литературе потенциальная золотая медалистка, когда ее попросили показательно выступить перед все классом, но все равно получила свою пятерку, в общем-то незаслуженную. Хорошо помню, как добрый учитель подсказывал как пишется имя Наполеон... А тут все должно быть объективно, большую часть ответов проверяет компьютер, машина, как известно, бесстрастная и неподкупная. Что и требуется, дабы убрать из процедуры экзамена коррупционную составляющую. Вот специальный институт и придумывает параметры, чтобы даже машина могла «измерить» знания.
Галки в клетки...без права на ошибку...
Когда я увидела бланки ЕГЭ, меня охватил озноб. Заполнять любую таблицу — задача, требующая помимо знаний полной сосредоточенности. Зря что ли так упорно по телевизору разъясняют, как правильно ставить галку в избирательном бюллетене, а количество недействительных бланков не уменьшается (не думаю, что все, кто их «портит», - активные сторонники «Другой России»). А ведь на выборах надо поставить одну-единственную галку напротив одного названия. Задание для выпускников посложнее: аккуратно и без ошибок (исправления компьютер не принимает) заполнить почти тридцать граф, да еще на разных бланках (задания формулируются так: Прочитайте приведенный ниже фрагмент и выполните задание В1-В2 на бланке ответов №1... для выполнения задания С1 используйте бланк ответов №2...)И так в ходе экзамена (в случае с литературой это 4 часа) экзаменуемый должен переходить от бланка к бланку и постоянно попадать в нужные графы и клеточки. Доктора и кандидаты наук оценили задание, как очень трудное с чисто технической точки зрения.
Идея: разрешить заполнять бланки ЕГЭ на компьютере, который позволяет без проблем подправить ответ с последующей распечаткой. Компов для выпускников должно хватить, благо информатизация школы у нас национальный проект. Кстати, распечатывание бланков после заполнения снимет вопрос о «фальшивых запятых» (якобы недобросовестные проверяющие кому надо «подправляют» орфографические и пунктуационные ошибки, а другим, наоборот, вставляют ненужные запятые). То, что напечатано «компом», не поправишь пером!
Машина и есть машина...
Машина она, конечно, беспристрастная и неподкупная, но знает ровно то, чему ее научили люди, и ни слова больше. Литература же такая, как бы поточнее, материя, которая не терпит однозначности. Возьму на себя смелость утверждать, что там, где начинается однозначность, кончается литература, как культурный феномен... Но как предмет из школьной программы она, с точки зрения ФИПИ, проста и однозначна. Однозначности добиваются двумя способами. Во-первых, вопросами по географии, истории и топонимии литературных произведений. Например, «В каком году происходит действие в романе «Отцы и дети», «В каком городе происходит действие последней главы Евгения Онегина?», «Как фамилия персонажа «Капитанской дочки», перешедшего на сторону Пугачева?» и так далее. Например, школьники, сдающие экзамен по литературе, должны помнить названия всех битв и стычек, описанных в романе «Война и мир», и какого поэта 18 века цитирует Кулигин из «Грозы». Но даже в этом случае машина ошибается, если ее неправильно научили. Например, ее научили читать слова, написанные без пробелов и знаков препинания, поэтому правильный ответ на вопрос, как называется «развернутое высказывание героя», обращенное к самому себе, вовсе не «внутренний монолог», а «внутренниймонолог», только в этом случае машина ставит заслуженный балл.
Идея: расширить перечень вопросов не только на годы и сезоны, но и на дни недели, в которые происходили события, описываемые в романе, также школьники должны знать имена всех домашних животных, названия блюд и фасоны одежды, которую носят герои. Тут в ход пойдут бланманже и боливары... Особо вредных медалистов спрашивать как звали собаку Тиля Уленшпигеля. Точно не ответит.
Трудности перевода... с научно-педагогического на русский
Судя по методическому письму ФИПИ, задача ЕГЭ по литературе - выявить понимание содержания литературных произведений, знание основных историко-литературных сведений, теоретико-литературных понятий и умение их использовать... Как выявляют знание текстов, я уже писала, и пусть ты слезами обливался, читая про смерть Андрея Болконского, но если ты не запомнил, что кроме Аустерлица и Бородина он участвовал в Шенграбенском сражении, пятерки тебе не видать...
Знания теоретико-литературных понятий выявляют следующими вопросами: «Как называется средство художественной выразительности, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления предмета, использованное автором в следующем описании: «...поднималось бледно-голубое небо, обрумяненное зарей»? Правильный ответ: эпитет. Каким размером написано стихотворение М.Цветаевой «Роландов рог»? Правильный ответ:ямб. Как называется авторское замечание по ходу действия в пьесе? Правильно: ремарка.
То есть в переводе с научно-педагогического на русский: знание и использование теоретико-литературных знаний - это владение литературоведческим сленгом в пределах 40-50 (скорее, меньше) терминов (эпитет, диалог, классицизм, романтизм) и умение отличить ямб от хорея и амфибрахия. Не хочу тревожить тени великих писателей, но Пушкин и Толстой, я думаю, от таких вопросиков в гробу ворочаются...
НО! Разработчики ФИПИ признают, что главное все-таки - это «выявление уровня овладения приемами анализа и интерпретации литературного произведения, умения сопоставлять различные произведения и создавать письменное высказывание на литературную тему. Для этого в ЕГЭ по литературе есть раздел «С».
Часть «С» или к вопросу о философии...
Раздел «С» - это, в сущности, те самые традиционные сочинения, только короче. Три темы, на выбор... Рекомендуемый объем «связного литературного высказывания» - 5-10 предложений, не менее 200 слов. Разработчики признают, что чаще всего текст «связного высказывания» занимает 1 лист формата «А». Темы предлагают такие: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» (по поэме Некрасова)... «В чем сходство и в чем различие образа Родины в лирике Блока и Есенина»... «На какие особенности поэзии Фета указывал Л. Толстой, говоря о «лирической дерзости поэта?» или, например, такая «Как вы понимаете высказывание Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в обществе»?
В этих пяти-десяти предложениях выпускник, чтобы получить максимальные баллы, не должен делать фактических ошибок, привлекать при этом литературный контекст, назвать не менее 2-х литературных произведений и писателей, чье творчество отражает указанную проблему, демонстрировать знание литературоведческих терминов и не сделать ни одной речевой ошибки... В общем ответ в 5 предложениях должен быть: самостоятельным, глубоким, литературоведческим, аргументированным, точным и полным... И без ошибок!
Мой знакомый доктор философских наук наотрез отказался комментировать суждение Гончарова о Чацком и русском обществе, заявив, что это тема для трактата, в десять фраз не уложишь... Кстати, в этой статье про ЕГЭ по литературе «1158» слов, а ФБТИ от ФИПИ, это, между прочим, не «Война и мир» и даже не сказки Салтыкова-Щедрина...
Марианна Баконина, специально для «Фонтанки.ру»
P.S. Информация к размышлению: когда я училась на Восточном факультете тогда еще ЛГУ, один наш преподаватель сказал, что «если надо», он поставит двойку по арабскому Пророку Мухаммеду... Изучая вопросы и темы для сочинений, предложенные в ЕГЭ по литературе, я о нем вспомнила.
ЕГЭ, или Мы хотим, чтобы они мучились...
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ