Сведения о семейном положении петербуржцев не будут включаться в создаваемый Городской регистр населения. Это должно пресечь возможность создания нелегальных баз с конфиденциальной информацией.
Поправки в положение о Государственном регистре населения Санкт-Петербурга вступили в силу 3 ноября. Но защитить семейные тайны петербуржцев правительство города вынудило судебное решение, принятое по заявлению прокурора города.
Шоу за стеклом
Городской регистр населения (ГРН) должен включать все сведения о петербуржцах. Генеральным подрядчиком по его созданию выбрали ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» (СПБ ИАЦ).
Сведения для формирования реестра предполагалось получать от структур Жилищного комитета (отделов вселения и регистрационного учета), Паспортно-визового управления, Городского пункта учета, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, а также Управления записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Последние должно было предоставлять информацию о семейном положении гражданина (в браке, холост, разведен, вдовец), сведения о супруге и детях, вид родства, реквизиты актов гражданского состояния и т.д.
Пользоваться ГРН будут все государственные структуры – от ФСБ до муниципалитетов (причем не только того района, где живет гражданин). А значит, у тысяч чиновников возникает возможность черпать сведения о петербуржцах, а при большом желании – содействовать созданию нелегальных баз данных. Но только, кроме адресных данных, купив такую базу (стоимость последних «разработок» в метро колебалась от 100 до 200 рублей), любой желающий мог узнать все сведения о ваших документах (от паспорта до свидетельства о рождении и браке), супругах, детях и родителях, откуда приехали или куда убыли и т.д.
Фемида завязала глаза
Идея использовать ЗАГС в качестве источника информации вызвала возражения со стороны городской прокуратуры. Ведь федеральный закон допускает предоставление информации о регистрации актов гражданского состояния по запросу судов, органов прокуратуры, дознания или следствия, либо в других случаях, установленных федеральными законами. Прокуратура решила, что, предоставив доступ к такой конфиденциальной информации всем государственным, органам городское правительство вышло за пределы своей компетенции.
Санкт-Петербургский городской суд, в который обратился заместитель прокурора, согласился с его доводами, указав, что включение оспариваемых сведений в состав информации регистра населения при широком перечне его пользователей повлияет на законность их разглашения. Судья Гунько признала недействующими сразу четыре пункта положения. Причем целиком, вообще исключив перечень источников формирования регистра, состав БД, регламент ведения регистра и т.д. То есть вместе с ЗАГСом возможности предоставлять сведения в ГРН суд лишил и паспортную службу, и жилищников, и другие структуры.
Суверенный реестр
Верховный Суд России исправил эту оплошность (см. здесь). Но подтвердил основной вывод – ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния сведения относятся к категории конфиденциальной информации. «Включение их в состав Государственного регистра населения при широком перечне его пользователей повлияет на законность их разглашения», – констатировал суд. В решение внесли изменения, восстановив список органов, которые должны представлять информацию для ГРН, разумеется, без ЗАГСа.
С учетом внесенных поправок, ГРН Санкт-Петербурга будет формироваться только на основе действующей системы регистрационного учета граждан по месту жительства (пребывания). При этом база данных органов записи актов гражданского состояния выделена в отдельную автоматизированную информационную систему.
Антон Одынец,
специально для Фонтанки.ру