Теплоснабжение Приморского района оставляет желать много лучшего. Но стоит ли решать проблему за счет Юнтоловского заказника, как собираются сделать это власти города? Через охраняемую территорию может пройти надземная тепломагистраль.
Если бы читателю, сидящему зимой в шерстяных носках у холодной батареи, предложили: в квартире потеплеет, но благодаря этому комфорту трава под вашим окном исчезнет навсегда, птицы вымрут, а с появлением спасительной теплоцентрали к тому же появится и вероятность техногенной катастрофы... Интересно, что бы он выбрал?
К счастью (или несчастью), горожан об этом не спрашивают. За них - под лозунгом их же благоденствия - этот вопрос решают большие чиновники и авторитетные специалисты. Их трудно упрекнуть в злом умысле и личной выгоде. Какой может быть злой умысел, если речь идет о том, чтобы замерзающим жителям района стало теплее. В какой личной выгоде их можно заподозрить, если теплотрассу можно сделать попроще (в смысле – подешевле): покороче, например, или прокладывать ее не глубоко под землей, а невысоко - над головами.
Газете «Ваш Тайный советник» стало известно, что маршрут трассы тепломагистрали от Северо-Западной ТЭЦ до Приморской котельной перечеркивает все позитивные стороны проекта и ставит его на грань опасного. А ведь прокладка трассы разрабатывалась уважаемой организацией - Северо-Западным институтом «НИИПИэнергопром». Правда, еще в 1993 году. И ни экологической экспертизы, ни общественных слушаний при этом не проводилось. Время было такое.
...Согласно разработанному еще в 1993 году проекту маршрут теплоцентрали должен был пролечь через водоохранную зону заказника «Юнтоловский» и поселок Ольгино. При этом планировалось, что прокладка будет осуществляться открытым способом: две трубы, диаметром около полутора метров, должны были пройти над землей по всей протяженности трассы.
Возможно, для 1993 года этот проект был современным. Однако сейчас ситуация в корне изменилась...
Прошлая зима показала: ситуация с теплоснабжением в Приморском районе города близка к катастрофической. И благодаря улучшению экономической ситуации как в стране, так и в регионе стало возможным возвращение к вопросу строительства тепломагистрали. 24 апреля этого года между Санкт-Петербургом, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Внешторгбанк» было заключено соглашение о сотрудничестве в связи с необходимостью прокладки тепломагистрали. Для реализации данного законопроекта было создано ЗАО «Тепломагистраль», которое выступило заказчиком по ее проектированию и строительству. В качестве базового проекта был выбран маршрут трассы, разработанный в 1993 году.
Уже в начале июня совершенно логично против строительства тепломагистрали по такой схеме выступило муниципальное образование «Лахта-Ольгино». Его глава Евгений Никольский послал губернатору Петербурга Валентине Матвиенко и руководителю Департамента государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по Северо-Западу письма, в которых просил принять меры по устранению нарушений при проведении строительных работ.
Тем временем субподрядная фирма ЗАО «ФИРМА ЛенАРС» уже приступила к строительству автодороги, которая была необходима для строительства и эксплуатации теплотрассы. В августе вышеназванным департаментом была проведена проверка ОАО «Северо-Западная ТЭЦ», в ходе которой были выявлены серьезные нарушения: отсутствовали акт земельного отвода для строительства дороги и положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту строительства дороги. То есть развернутые у самой кромки западного берега Лахтинского разлива земляные работы осуществлялись обеими фирмами без согласованного проекта и землеотвода.
Осенью состоялись совещания (одно выездное, второе - в кабинете вице-губернатора Олега Виролайнена), на которых рассматривались другие пути прохождения трассы теплопровода. Среди них: один - подземный, другой - хотя и надземный, но существенно более экологичный (проходящий в технической зоне).
Как стало известно «ТС», второй - надземный вариант - разрабатывался специалистами Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) совместно с коллегами из Комитета энергетики и инженерного обеспечения (КЭИО) и генпроектировщиком ОАО «СевзапВНИПИэнергопром». 15 октября принципиальные решения по вариантам трассы были изложены на совместном совещании вице-губернаторов Александра Вахмистрова и Олега Виролайнена с представителями заинтересованных сторон. Для дальнейшей проработки был принят более экологичный надземный вариант маршрута теплотрассы.
Не поверите, но уже 26 ноября на совещании, где присутствовали Олег Виролайнен и председатель КЭИО Александр Бобров, этот вариант был отринут как... более дорогостоящий. Для его реализации, мол, необходимо снести порядка 12 - 14 домов в поселке Лахта.
По мнению Никольского, эти дома находятся в санитарной зоне железной дороги, поэтому живущие там люди не возражали бы, если бы им предоставили участки (и, естественно, денежные компенсации на строительство новых домов) в более тихом месте. Однако проектировщики без всякого реального обоснования утверждали, что это сильно удорожает проект, да так, что ни Петербург, ни Внешторгбанк на такое пойти не могут.
Таким образом, вновь вернулись к старому варианту, при котором магистраль должна была проходить через Юнтоловский заказник и по берегу Лахты.
Никольский недоумевает: в Петербурге тепломагистрали проходят под землей, а на территориях, которые должны быть украшением или являются (по закону!) заказником, охраняемым государством, проектировщики предлагают надземные варианты (кстати, надземные варианты прокладки трубопроводов в цивилизованном мире уже 30 лет не применяются как варварские. - «ТС»).
Экономическая выгода от внедрения старого варианта маршрута трассы на самом деле очень спорна. «Экономя» на прокладке магистрали, город рискует распугать инвесторов с сотен гектаров дорогой земли, которую «окольцует» огнедышащий змей. К чему покупать престижное жилье, если в окна заглядывает жуткая конструкция высотой 8 (!) метров? Возможные потери исчисляются десятками миллионов долларов.
Проектировщики, забив пробные сваи, даже не удосужились поинтересоваться: а по какой территории они их забивают? А между тем тепломагистраль прокладывается не просто по границе, а прямо в теле Юнтоловского заказника. Но никакой экспертизы о влиянии тепломагистрали на окружающую среду не получено. А надо бы помнить: Лахтинский разлив используют для передышки перелетные птицы, плюс - уникальная территория самого заказника. Да, заказник этот - болото. Но там растут уникальные растения, которые занесены в Красную книгу. И осушать или нарушать гидрологию этого болота нельзя, потому что это одно из трех мест в мире, где растут данные уникальные растения.
В распоряжении «ТС» есть проект постановления Санкт-Петербурга, согласно которому ЗАО «Тепломагистраль» разрешается осуществлять проектно-изыскательские работы по строительству тепломагистрали. Если проект будет подписан губернатором, можно предположить, что пройдет-таки магистраль через заповедник и берег Лахты. И все близко к тому: проект уже подписан председателем КЭИО Александром Бобровым и вице-губернатором Олегом Виролайненом. Примечательно, что на последнего, согласно тексту проекта, будет возложен и контроль за выполнением строительства тепломагистрали.
Убеждены, что такие специалисты, как Виролайнен и Бобров, должны прекрасно понимать, что выступают за самый опасный и неудачный вариант маршрута трассы тепломагистрали. А вопрос «почему?» можно оставлять за скобками.
Еще одна опасность проектируемой магистрали: по мнению Никольского, совершить теракт на тепломагистрали большого давления с огромным количеством воды (а это будет над землей огромной протяженности трасса, состоящая из двух труб диаметром около полутора метров каждая) легко. И если где-то на территории, например, поселка или заказника эти трубы, не дай Бог, подорвут, то под давлением выльется такое огромное количество кипятка, что полпоселка практически смоет...
«Тайный советник» и «Фонтанка» будут следить за развитием ситуации