Балтийская таможня планирует в конце этого года подписать соглашение об информационном обмене с контейнерной судоходной линией "MSC", которое должно во многом облегчить и ускорить таможенный досмотр. Сегодня его условия обсудили на рабочей встрече начальник Балтийской таможни Юрий Рыбкин и агенты морской линии.
Встреча эта знаменательна тем, что происходит в предверии вступления в силу с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса. По словам Юрия Рыбкина, весь новый кодекс "пропитан духом поддержки внешнеэкономической деятельности". В частности, он устанавливает совсем иные сроки принятия таможенными органами товаров: не 10 суток, как это происходит сейчас, а трое.
По мнению руководителя Балтийской таможни, чтобы принять такое решение, должен быть выполнен ряд условий. Прежде всего, необходим сбор предварительной информации. Чтобы ее обработать, даже был реорганизован ряд отделов Балтийской таможни.
"Киты" таможенного досмотра сегодня – это документация и фактический контоль. И чтобы провести досмотр эффективно, необходимо правильно выбрать объект досмотра. На сегодняшний день таможенники проверяют 70 процентов всех товаров, которые пересекают Балтийскую таможню По мнению Рыбкина, работу надо направить так, чтобы таможенному контролю подвергались первоначально 20, а затем и 10% товарного груза. Исключения могут составить только те случаи, когда таможенные органы будут иметь сведения о необходимости проверить, например, 14% всех грузов.
В настоящее время, проводя досмотр судов различных морских линий, сотрудники таможни часто обнаруживают «перевес товаров». В среднем на 10% контейнеров (34 штуки) перевес составляет 10 тонн. Самое серьезное расхождение между указанным и реальным весом груза за последнее время составило 113 тонн. Причем, в основном «перевешивают» те товары, платежи по которым берутся именно с веса. Также есть случаи, когда перевес обнаруживается в результате неправильного указания веса контейнера или тары.
В связи с этим, первый вопрос, который начальник Балтийской таможни обсудил с представителями «MSC», - это правильность подачи сопровождающей груз информации. Сейчас в документе, содержащем информацию о грузах (манифесте), указываются три позиции: вес товара, вес товара плюс вес контейнера, вес товара плюс вес упаковочной тары плюс вес контейнера. Таможенники ставят задачу убедить агентов судоходных линий указывать каждый вес отдельно и общую массу.
В следующем пункте в условиях планируемого соглашения говорится о необходимости предоставления таможенникам коноссаментов (договоры о товарной перевозке) и других сопровождающих груз документов, заверенных таможенными органами страны товара.
Самый щепетильный вопрос, который волнует Балтийскую таможню, связан с теми изменениями, которые вносятся в документы о грузах во время следования судна в петербургский порт. На данный момент таможенные органы получают такую информацию, но несколько позднее, чем необходимо. В идеале Балтийская таможня хотела бы получать эту информацию в режиме on-line.
Юрий Рыбкин особо отметил, что заданные условия – это не требования, а предложения к добровольному сотрудничеству. Подобное соглашение об информационном обмене уже подписано между Балтийской таможней и морской линией «Майерск». На Балтийской таможне надеются, что идеи информационного обмена между контролирующим органом и бизнесом найдут поддержку среди других судоходных линий.
Возможно впоследствии как у таможенных органов, так и у морских агентов возникнут дополнительные предложения по планируемому документу. Присутствовавший на встрече исполнительный директор MSC Scandinavia Holding A/S Том Хилделунд пообещал начальнику Балтийской таможни обсудить условия соглашения.
Анастасия Митина,
Фонтанка.ру