В информационном агентстве "Росбалт" открылся круглый стол в рамках проекта "Глобализация: Варианты для России". Он называется "Ислам и христианство. Межэтнические отношения: диалог культур" и посвящен вопросам культуры и религии.
"Саудовская Аравия - это, по сути, советская страна", - заявил заместитель директора Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН Ефим Резван в ходе мероприятия. По мнению Резвана, все государства, построенные на сильной единой идеологии, очень схожи по многим показателям. Для СССР такой идеологией был коммунизм, для Саудовской Аравии - ислам. И для Советского Союза, и для Саудовской Аравии, по словам Резвана, характерна мощнейшая система пропаганды, поддерживающая консолидированность общества. Наличие запасов нефти и общая "успешность" государства еще больше способствует успешности деятельности пропагандистского аппарата.
В то же время, отметил Резван, в Саудовской Аравии на сегодняшний день наблюдается постепенный спад популярности идей ваххабизма и переориентация на Запад. Однако наличие мощнейшей прослойки религиозных радикалов пока не позволяет государству эту переориентацию в полной мере осуществить. Единственный выход из сложившийся ситуации, по мнению Резвана, для Саудовской Аравии заключается в "экпортировании" представителей этой прослойки, что на сегодняшний день и осуществляется.
Секретарь отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата протоиерей Всеволод (Чаплин) считает, что при рассмотрении Ислама и Христианства надо исходить из того, что в этих религиях высшими ценностями являются разные вещи. Поэтому христиане не понимают жертвенности по отношению к неким вещам, важным для ислама. И точно так же государства Запада не могли понять позицию сербов во время конфликта в Югославии, когда "сербские святыни оказались для них важнее своей и чужой жизни".
Чаплин считает, что посредническая роль России может иметь место, причем не только в контексте конфликта между западными и исламскими цивилизациями, но и в более широком масштабе. Он полагает, что в настоящее время нужен новый мировой баланс, но не между цивилизациями, а между мировоззрениями. Секретарь ОВЦС убежден, что международное право не должно базироваться только на гуманистических ценностях, исходящих от Западной цивилизации. По его мнению, надо избежать утверждения той или иной цивилизации как единственного варианта нормы. Мир должен стать более плюралистическим, и власть и богатство должны быть распределены более равномерно. Только такая ситуация, по мнению Чаплина, позволит избежать конфликтов.
Мусульманский мир крайне заинтересован в глобализации, поскольку этот процесс может решить многие внутриисламские проблемы, в том числе, проблему отсутствия страны-лидера и проблему "зависимости" исламских стран. Об этом заявил председатель Исламского культурного центра России, депутат Госдумы РФ Абдул-Вахед Ниязов. По его словам, интеграция приводит к снижению роли отдельных государств и усилению роли "лидеров", что позволит исламскому миру заявлять о своих "консолидированных правах" (не государственных, а, например, культурно-религиозных). Как отметил Ниязов, глобализация уже отразилась положительным образом на исламском мире: мусульмане во всех странах мира получили возможность найти свою нишу и на информационном поле (телекомпания Аль-Джазира), а также создавать исламские экономические институты (Исламский банк), чему ранее препятствовало законодательство многих исламских государств. Кроме того, глобализация может решить и этнические проблемы мусульманского мира, например, курдскую.
По мнению депутата, центры исламского радикализма на сегодняшний день расположены не в исламских государствах, а в странах Европы и Соединенных Штатах. "Именно там наблюдаются наиболее радикальные настроения, вплоть до идей возрождения Халифата", - подчеркнул он.
Ниязов также считает, что процесс глобализации происходит на фоне появления на мировой арене Китая - серьезного конкурента США. Он также отметил, что роль Китая в исламском мире за последнее десятилетие "несказанно возросла", и это необходимо учитывать при решении "исламской проблемы". По мнению А.В.Ниязова, особенно это актуально для России. "Наши Сибирь и Дальний Восток находятся на границе с Китаем, эти территории богаты и не слишком заселены. Если Китай распространит на них свое влияние, эту проблему придется решать нам", - подчеркнул депутат.
По мнению Ниязова, единственный способ для России предотвратить "китайскую угрозу" - это взять на себя определенную роль в исламском мире. Возможности для этого, на его взгляд, у России есть, поскольку "у нее, в отличие от Китая и многих других государств, нет исламской истории, ислам - это ее часть". На сегодняшний день в России проживает около 20 млн. мусульман, а чрез 20-30 лет мусульмане могут составить большую часть ее населения, - отметил Ниязов.
Профессор, директор Восточно-Европейского института психоанализа Михаил Решетников считает, что восприятие западной цивилизации как единственной "цивилизованной" является нарциссизмом, который не может быть принят всеми государствами и культурами. По мнению Решетникова, необходимо признавать, что есть и другие цивилизации, в том числе и мусульманская, которая является качественно иной, располагающей непонятной западному миру символикой и ментальностью.
Решетников отметил, что пройдет немного времени, и европейцы будут составлять лишь 10-15% населения, в то время как 90% населения Земли будет жить в "странах-изгоях" или "конченых" странах (тех, для которых закрыты пути к дальнейшему развитию). Исламский мир воспринимает многие западные ценности как ущемление своих прав и нанесение ущерба развитию и существованию мусульманской цивилизации - поэтому западные стандарты никогда не станут приемлемы для исповедующих ислам. Решетников призывает понять, что в большинстве исламских стран нет граждан и гражданского общества в европейском понимании этих терминов. Там другая процедура посредничества, и именно поэтому можно сказать, что 11 сентября США пришлось "пожинать плоды небеспристрастного и небескорыстного посредничества в арабо-израильском конфликте".
Решетников отмечает, что в последние недели исламский фундаментализм рассматривался как враг свободы, демократии и капитализма, однако это утверждение в корне неверно, поскольку рядовой фундаменталист не думает о завоеваниях демократического общества. То, что представляет жизненно важную ценность для европейцев, ничего не значит для исламского фундаменталиста. Если европейцы воспринимают свою демократию как демократию свободы, исламские фундаменталисты - как развратную цивилизацию вседозволенности. Однако внешняя атрибутика этой порочной системы способна соблазнить мусульман, и именно поэтому главной целью нападения террористов является современность, современный уровень развития западной цивилизации.
"Данные исследований, проведенных в Санкт-Петербурге, не фиксируют повышения уровня исламофобии", - сообщила доктор социологических наук Зинаида Сикевич. По данным, представленным ее научной лабораторией, только 3,3% горожан испытывают антипатию к людям, исповедующим Ислам. "Правда, исследования были сделаны до известных событий в США", - уточнила она. По словам Сикевич, исключение составляют военнослужащие, вернувшиеся из Чечни. Из 100 офицеров 14 относятся к мусульманам резко негативно. 24 отметили, что среди террористов вероятнее появление мусульман, чем христиан.
Как отметила Сикевич, уровень этнофобии прежде всего зависит от соотношения долей титульного населения и этнических меньшинств (если титульная этническая группа составляет большинство, то конфликты случаются реже) и от конкретной ситуации взаимодействия между этническими группами. Кроме того, на уровень неприязни к иным этническим группам также воздействуют тип поселения (чем больше населенный пункт, тем этнофобия сильнее) и уровень образования (чем лучше образование, тем этнофобия меньше).
Люди, исповедующие ислам, обладают абсолютной психологической идентичностью", - сообщил заведующий кафедрой политической психологии СПбГУ Александр Юрьев. "Между нами нет никаких особенных различий". По словам Юрьева, "мусульмане - это не другая цивилизация, особых отличий у них нет, вопрос только в содержании". Юрьев особо подчеркнул, что "сейчас все слишком увлеклись вопросом противостояния Ислама и Христианства, тогда как в мире происходят более важные процессы, на которые стоит обратить внимание - процессы глобализационные". По его словам, "глобализация - это тема не только экономическая, это также проблема целей, ценностей, смысла жизни". "Выработка целей и ценностей - это задача государства, - отметил Юрьев, - пока государство не выработает этот продукт, мы будем находиться в беспомощном положении".
"Диалог и построение взаимоотношений между исламской и христианской культурами является стратегической задачей не только для России, а для всего мира", - заявил сегодня в Петербурге полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Полпред подчеркнул, что это может быть "особая миссия и особый ответ России". По мнению С.Кириенко, не случайно, что такая конференция проходит именно в Петербурге, в одном из мощнейших центров науки, где находится филиал Института востоковедения, с которым Приволжский округ тесно сотрудничает.
"Мы будем не правы, если попробуем искать причину глобального противоречия в чем-то одном. Это было бы возможно только в том случае, если полностью расчленить процесс и определить его механику. На сегодняшний день более важно охватить явление в целом". Такое мнение высказал в ходе круглого стола" директор Института международного сотрудничества "Европейский форум" Рашид Гайнутдинов.
По его словам, противоречие сегодняшнего дня - это противоречие между США и Китаем, которое будет усугубляться в дальнейшем. Мусульманский фактор же в этом противостоянии - "лишь карта, которую все пытаются разыгрывать". Поскольку Россия, считает Гайнутдинов, является частично мусульманской страной, приняв чью-то сторону, она неизбежно окажется втянутой в конфликт США с Китаем.
"В настоящее время мы являемся свидетелями конфликта части арабского мира с Америкой, а не конфликта цивилизаций", - считает президент Института проблем глобальной безопасности, профессор Рашид Исмагилов. Президент института отметил, что "стадии зарождения, созревания и проявления конфликта уже прошли, и теперь надо разобраться в последствиях".
По мнению Исмагилова, "формула Форда о том, что все, что подходит ему, подходит Америке и наоборот, не может применяться по всему миру". "Мир никогда не согласится на то, чтобы правила, которые подходят Америке, распространились повсеместно", - добавил он.
Профессор считает, что если исходить из теории пассионарности, разработанной Львом Гумилевым, то можно сказать, что "молодые арабские цивилизации и молодая американская циклизация находятся на той стадии, когда конфликт между ними объясняется объективными противоречиями, в основном, экономическими". "Заявленные как ключевые разногласия в политике и идеологии на самом деле не так важны", - считает Исмагилов.
По материалам агентства «Росбалт»