Прошедшие губернаторские выборы в российских регионах отразили целый ряд любопытных закономерностей. Из доброго десятка субъектов Федерации, население которых в минувшее воскресенье выбирало себе новое начальство,
отличилась Архангельская область. Помимо прочего, дело в том, что основные соперники всячески апеллировали к опыту Петербурга. И не только в плане выборов.
С самого начала было понятно, что борьба за пост главы администрации Архангельской области развернется между действующим губернатором Анатолием Ефремовым и профессором Поморского Государственного Университета Николаем Малаковым. Третий претендент – глава одного из районов области Виктор Чухин – всерьез не воспринимался никем, включая и самого кандидата. По общему мнению, г-н Чухин, являющийся родственником Анатолия Ефремова, был выставлен в качестве подставной фигуры по плану, придуманном до появления на горизонте Николая Малакова.
С Малаковым история вышла и вовсе смешная. Профессор Поморского Университета до сентября возглавлял областное правительство и, таким образом, являлся первым заместителем губернатора. В сентябре он ушел из правительства по собственному желанию. Относительно причин данного поступка официально выдвинули не менее двух версий. Первую распространили от имени Анатолия Ефремова: Малаков, оказывается, со своими обязанностями не справлялся, топливом область не обеспечил – вот и получил по заслугам. По версии самого Николая Алексеевича, он-то как раз за родную область радел лучше прочих, добиваясь, кстати, ее нормального снабжения теплом. А ушел он из-за того, что не смог вынести разбазаривания народного достояния и, в частности, после подписания протокола Ефремов – Чубайс. По условию протокола, подчеркивал Малаков, область можно было в любой момент оставить без тепла.
Оба соперника исходили из проверенной петербургской схемы 1996-го года: честный хозяйственник против политикана. Каждый пытался в роли хозяйственника представить именно себя, апеллируя к замечательному опыту «северной столицы» и лично Владимира Яковлева. Причем оба в какой-то момент избрали не самую ожидаемую схему поведения. Малаков, стартовав довольно резкими заявлениями, затем перевел кампанию в относительно спокойное русло, ограничиваясь исключительно «белой» саморекламой. Ефремов, напротив, отреагировал на «предательство» старого друга весьма жестко, перекрыв ему все информационные каналы и обличая в поливании грязью. Упор делался на «черных технологов», якобы пытающихся замутить абсолютно чистую архангельскую воду. Единственным практическим выражением «черных технологий» можно было с некоторой натяжкой считать газету «Беломорский вестник», направленную против Анатолия Ефремова и по этой причине издававшуюся далеко за пределами Архангельска. Сторона действующего губернатора в свою очередь отличилась выпуском в телеэфир программы «Зазеркалье», подозрительно смахивавшей на известный «Заговор» и отличавшуюся только периодичностью (выходила через день). Плюс ко всему, Ефремов умудрился добиться того, что его уличила во лжи Русская Православная Церковь: в листовке действующего губернатора было сказано, что его благословил на выборы Алексий Второй, и данный факт пришлось опровергать Владыке Архангельскому и Холмогорскому Тихону.
В общем, скучать во время кампании жителям Архангельской области не приходилось. Соперники мучительно пытались установить вражеские источники финансирования. Сторона Анатолия Ефремова в этом отношении пошла дальше: вначале спонсором Малакова называли Бориса Березовского, затем – Анатолия Чубайса. Причем, корреспонденту «Фонтанки» консультанты Анатолия Ефремова версию насчет Чубайса излагали как абсолютно доказанный факт: по их утверждению, злобное РАО «ЕЭС», «получив по зубам» в мае сего года в Петербурге (поражение Артемьева), теперь пытается взять реванш на Архангельской земле. Выступление Малакова против подписания протокола с Чубайсом, по их мнению, свидетельствует об обратном: Малакову, оказывается, «обещан» пост главы «Архэнерго». Сам Малаков, по крайней мере, первоначально, не скрывал уверенности в том, что его сопернику напрямую помогает всемогущий «Лукойл», и в самом деле занимающий ведущее положение в экономике Архангельской области.
В общем, по степени задора и напористости кампания Анатолия Ефремова скорее походила как раз на весеннюю кампанию Игоря Артемьева. Николай Малаков вопреки логике оказался в положении защищающейся стороны. Однако, некоторые выпады противника он парировал настолько удачно, что они превращались в мощное оружие против действующего губернатора. В конечном итоге, вероятно, именно это и обеспечило трудно представлявшийся успех: Малаков с небольшим отставанием вышел во второй тур и это его команда оценивает как полную победу.
Ян Травинский