Почти 70 жителей Петербурга, включая одного ребенка, по последним данным, отравились в Петербурге через доставку «Самокат». Все пострадавшие сетуют на непростую вафлю, с многослойным составом. На каком этапе её производства что-то пошло не так — выясняют специалисты, но больше половины пострадавших — в больницах. Роспотребнадзор предлагает помощь с составлением досудебной претензии к производителю и сервису доставки.
Ситуация развивалась стремительно. Накануне вечером, 8 сентября, петербургский Роспотребнадзор сообщил о массовом отравлении через сервис доставки «Самокат» — сразу 34 пострадавших. На следующий день, 9 сентября, их стало почти вдвое больше — без малого семьдесят человек слегли с кишечной инфекцией после заказа еды, в том числе один ребенок. Больше половины из них — 40 человек — попали в Боткина в состоянии средней и лёгкой тяжести, а ребенка увезли в НИИ детских инфекций.
Все случаи объединяет то, что люди употребляли готовую кулинарную продукцию АО «Грин Бокс» — сеть Greenbox, которая позиционирует себя как сеть правильного питания. В частности, ели шпинатную вафлю с яйцом, ветчиной и голландским соусом.
В составе сложной конструкции, помимо собственно вафли, еще начинка — вареная картошка, петрушка, укроп, ветчина, обжаренный шпинат, жареное куриное яйцо и голландский соус (это сливочное масло с яйцом, растительным маслом, лимоном и соевым соусом). Сверху на бутерброд уложена микрозелень, нежности всей конструкции придает творожный крем из сыра и сливок. Вафлю рекомендуется греть в микроволновке 45 секунд, а до тех пор хранить в холодильнике. Срок годности — внушительные 72 часа. Читатели-кулинары в комментариях грешат на соус и яйца и пишут что-то вроде: «Какие три дня хранения? Побойтесь бога».
По информации «Фонтанки», анализы некоторых пациентов, которые поступили в числе первых, действительно показали сальмонеллез. Это же позднее подтвердил и Роспотребнадзор.
Но всё могло наложиться еще и на ситуацию на самом производстве. В Роспотребнадзоре выяснили, что в производственных помещениях АО «Грин Бокс» грубо нарушались санитарно-эпидемиологические нормы. В частности, не была соблюдена поточность технологических процессов приготовления блюд, сроков годности, условий хранения и реализации продукции. Также персонал не проходил медосмотры, а в помещениях не проводилась санитарная обработка. С 8 сентября компании «Грин Бокс» временно запрещено вести свою деятельность.
Компания АО «Грин Бокс» зарегистрирована в Петербурге на Шпалерной улице. Специализируется на производстве готовой еды и доставке рационов питания — наборов из блюд, развитии сети кафе и точек самообслуживания — вендинговых аппаратов. На сайте компании уточняется, что у неё 20 кафе в Петербурге, 80 точек самообслуживания, 1000 кв. метров собственного производства и больше 250 тысяч клиентов. По данным «СПАРК», чистый убыток по итогам 2022 года — 14 млн рублей. Учредители не заявлены — это непубличное акционерное общество.
В официальном заявлении «Грин Бокса» говорится, что они «искренне расстроены и обескуражены сложившейся ситуацией» и что за семь лет работы это у них в первый раз.
«Мы приостановили работу производства, сдали все необходимые анализы и пробы готовой продукции и сырья, и как только будут готовы их результаты на следующей неделе, будем принимать решения вместе с Роспотребнадзором о дальнейших шагах. В том числе мы сдали на проверку несколько партий яиц, которые приобретаем у одного из крупнейших поставщиков, так как, судя по предварительной информации, они являются источником проблемы и именно они входят в начинку для вафли, на которую и были жалобы», — отметили в «Грин Боксе».
Теперь в компании собирают данные пострадавших и готовы оказать «всю необходимую материальную и организационную помощь для скорейшего выздоровления, это самое важное сейчас, все остальное потом».
Отреагировал и «Самокат», который убрал из своего ассортимента продукцию поставщика до окончания проверок. Пресс-служба компании после публикации «Фонтанки» заявила, что, как только им стало известно о первом случае, они «организовали проведение внутреннего расследования хранения товаров в дарксторах и при транспортировке», а также сразу сообщили поставщику.
«Мы сотрудничаем со всеми органами и инстанциями. До окончания проверок была остановлена реализация всей продукции данного поставщика», — добавили в компании. В «Самокате» утверждают, что находятся «на связи с пострадавшими» и готовы оказывать им «необходимую поддержку».
Некоторые пострадавшие написали в редакцию о том, что компанию теперь надо засудить. Позиция получила поддержку в петербургском Роспотребнадзоре — управление готово оказать содействие гражданам в составлении досудебной претензии к «Грин Боксу» и «Самокату».
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»