Реклама

Сейчас

+13˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+13˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 11

2 м/с, зап

767мм

69%

Подробнее

Пробки

1/10

Реклама

«Кучер сильно вмазал ей плеткой». Что происходит с промышленностью Петербурга прямо сейчас

20140
Фото: Андрей Олейников/«Коммерсантъ»
ПоделитьсяПоделиться

Экономический кризис в стране и ухудшение внешнеторговой деятельности больно ударили по промышленности Петербурга и Ленобласти. Едва оправившись после пандемии коронавируса, промышленники с грустью наблюдали, как в начале 2022 года предприятия сбавляли обороты и темпы производства.

«Фонтанка» изучила динамику индекса промышленного производства за десять месяцев, уже завтра Петростат отчитается за ноябрь. Однако понять, к каким показателям к концу года придет обрабатывающая промышленность Петербурга и Ленобласти, можно уже сейчас. Экономист рассказал, что все это значит.

Справочно:

Индекс промышленного производства призывают на помощь, когда нужно сравнить, но невозможно суммировать. При подсчете учитывают изменение физических объемов произведенных товаров, работ и услуг за определенный период времени. Одним из факторов, влияющих на изменение индекса промышленного производства, является социально-экономическая ситуация.

Наблюдать в этом году за колебаниями индекса промышленного производства предприятий Петербурга тяжело — после январского неуверенного роста обрушение показателя во втором квартале очевидно. Как и очевидны его причины — резкое сокращение поставок сырья, которое во многие отрасли поступало из-за рубежа. И если дотянуть на старых запасах до конца февраля хоть как-то удалось, то к весне с ресурсами стало совсем плохо. Причем машиностроение, производство электрического оборудования, компьютеров, электронных и оптических изделий, прочих транспортных средств и оборудования оправиться за 11 месяцев так и не смогли — к концу года едва ли дотянули до прошлогодних показателей, но сражались уверенно. Многие — при поддержке государства.

«В ряду ключевых событий 2022 года отметим следующие. Завершена сборка и испытания головного образца российской газовой турбины большой мощности ГТЭ-170. Компания создает мощности для серийного выпуска газовых турбин большой мощности, а так же обеспечит сервис газовых турбин, в том числе стороннего производства, включая производство и поставку запасных частей. Проект возобновления производства газовых турбин в России реализуется АО «Силовые машины» при поддержке Минпромторга РФ. Введена в эксплуатацию новейшая модификация зарядной станции (ЭЗС) собственной разработки и производства для электромобилей, поддерживающая все современные стандарты и протоколы зарядки», — рассказали «Фонтанке» в АО «Силовые машины» и отметили, что в настоящий момент общество участвует в 90 проектах строительства и модернизации энергообъектов, поддерживающих энергетический баланс страны.

Непростым был год и для производителей пищевой продукции, но отрасли удалось удержать взятые в начале года обороты и ежемесячно удерживать +20 % относительно прошлого года.

«Условия и вводные менялись ежечасно, невероятными темпами росла себестоимость продукции, производители были вынуждены в одночасье менять поставщиков сырья и упаковочных материалов, перестраивать логистику. На фоне этого сокращались доходы населения, что вместе с ростом цен на продукцию привело к падению продаж в объемном выражении во всех ключевых категориях молочной продукции. По данным аналитических агентств, на рынке Петербурга падение объемов продаж в категории ложковых йогуртов в объемном выражении превысило 13 %, в категории молока составило около 10 %», — рассказали «Фонтанке» на молочной фабрике «Виола», принадлежавшей финскому концерну «Валио», а в апреле перешедшей в собственность группы компаний «Велком».

Несмотря на смену собственника, пережившая ребрендинг и потерю финского ассортимента компания рассчитывает восстановить докризисный уровень доли рынка.

«Мы активно расширяем географию продаж, разрабатываем интересные и привлекательные новинки, обладающие функциональными преимуществами и уникальными вкусами, — надеемся анонсировать их уже в начале 2023 года. Кроме того, планируем развивать производственные мощности собственного завода в Московской области, который был и остается основным объектом для инвестиций», — говорят в компании.

Чуть лучше показатели у производителей лекарств, текстиля, одежды, резиновых и пластмассовых изделий. Как отмечают игроки отрасли, во многом выиграли те производства, которые не зависели от импорта.

«У нас прирост по отношению к прошлым годам составил в среднем 116 %, предполагаем в 2023 году прирасти на 25–30 % по отношению к 2022 году. Многие работали на импортном сырье, и пошли сбои по поставке. А мы ранее работали со своими заказчиками и заранее перевели их на российское сырье, поэтому для нас все безболезненно. Мы всегда были за отечественного производителя», — рассказала «Фонтанке» Елена Орлова, помощник директора НПО по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды».

Тяжелее остальных пришлось производителям бумаги и бумажных изделий, немаловажную роль в этом сыграло исчезновение отбеливающих средств для целлюлозы. Судя по цифрам, неплохо обстоят дела с производством мебели — к концу года отрасль преодолела прошлогодние показатели на 20 %. Но секрет прироста далеко не в успешном менеджменте.

«У нас, наверное, процентов 14 в этом году получится. И то в основном за счет первого квартала, когда был очень большой рост, мы выросли на 100 %, а дальше он потихонечку все опускался. В последнем квартале самое лучшее, если мы будем на уровне прошлого года, если не меньше. Санкции, санкции... Трудности со сбытом. С поставками трудности мы уже решили. Снова начал расти курс, в последнюю неделю сумасшедшим образом. Вопрос о продлении ипотеки решался долго, у строителей встали продажи — на нас это влияет практически сразу», — отмечает Александр Шестаков, генеральный директор «Первой мебельной фабрики».

Надежд на рекорды в 2023-м почти нет, слишком много влияющих факторов, считает Александр Шестаков: «Честно говоря, если мы удержим будущий год на уровне этого, то будем считать, что это хорошо».

Мнение эксперта: «Стимул от импортозамещения пойдет на убыль»

Тенденции, сложившиеся в перерабатывающих отраслях Петербурга, «Фонтанка» попросила объяснить Юрия Ичкитидзе, руководителя департамента финансов НИУ ВШЭ (Петербург).

В 2022 году на индекс промышленного производства большое влияние оказало импортозамещение и санкции на энергетические отрасли.

По сектору «Добыча полезных ископаемых» в Петербурге наблюдается снижение производства на 26,1 % за январь — октябрь (данные Петростата). Это в т. ч. услуги в области добычи полезных ископаемых, услуги при разработке месторождений, поисково-изыскательские работы. «Газпром» и «Газпромнефть», зарегистрированные в СПб, точно проходят по этому сектору.

При этом наблюдается рост по обрабатывающим производствам на 4 % за январь — октябрь (данные Петростата).

Видно импортозамещение. Это и пищевые продукты, и текстиль, и одежда, и кожа, и бумага, и лекарства, и мебель.

Спад виден только по ремонту и монтажу машин и оборудования. Здесь тоже очевиден эффект санкций (приостановки импорта), однако понятна технологическая невозможность заместить данную отрасль внутренним производством в короткие сроки.

Данные вроде бы положительные. Они показывают, что к санкциям российская экономика адаптировалась хорошо. Рост производства в несырьевых отраслях — это именно то, что надо экономике для инновационного развития.

Однако эти данные не учитывают нагрузку на потребительский сектор в виде роста цен и снижения реальных доходов населения.

Вместе с импортозамещением снизилось качество, что не отражается в статистике.

Любое ограничение конкуренции и сокращение предложения, в том числе протекционистские меры, неблагоприятны для населения. В данном случае мы видим именно эту ситуацию.

Образно говоря, мы видим, что лошадь стала бежать быстрее (обрабатывающие производства хорошо выросли), но игнорируем то, что кучер сильно вмазал ей плеткой. И если такими мерами поддерживать бег лошади дальше, то скоро она, обезумевшая, станет игнорировать кучера. И даже может упасть от усталости.

Для долгосрочного развития обрабатывающим отраслям нужны инновации, инвестиции и умеренная конкурентная среда. Для этого нужна грамотная отраслевая экономическая политика. У меня большой вопрос, есть ли у нас институты, отвечающие за выработку такой политики.

Прогнозировать что-то сложно. Я бы сказал, что стимул от импортозамещения пойдет на убыль (боль от удара плеткой). Лошадь усталая, при отсутствии стимула будет бежать медленнее.

Но на 2023-й год, возможно, стимулов еще хватит…

Фото: Андрей Олейников/«Коммерсантъ»

ЛАЙК10
СМЕХ24
УДИВЛЕНИЕ1
ГНЕВ5
ПЕЧАЛЬ9

Комментарии 32

azatoth28 Дек 2022 в 07:24
Именно благодаря том что мы вместе с иностранцами строили 20 лет сейчас нет проблем ни с туалетной бумагой, ни с консервами, ни сигаретами, ни с памперсами, ни с базовыми лекарствами, ни со стройматериалами, ни с одеждой (хотя тут вряд ли иностранцы приложили руку)...да практически ни с чем.
Это адептам фразы "В России нет промышленности" - вы не видили стран в которых и вправду нет промышленности. И если бы в России не было промышленности вы бы увидели это и в 14м, и тем более сейчас.

Вопрос только один - развалят ли (уж больно лакомый кусок - то что не прожевать, вроде автозаводов, отдали китайцам - а бывшая иностранная пищевка и легкопром наверняка уже поделена между нужными людьми).
Ну и всякий рост тяжмаша традиционно изображается госзаказом (т.е. фактически рост виртуальный, все мы всё понимаем про госзаказ на корвет "Суетливый" стоимостью со всю чистую прибыль Русала за год)

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close