Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
ЖКХ Город Общество Сосули Мусорная рулетка.

Мусорная рулетка.

Прием петербургских отходов в Ленобласти подорожает, заплатят перевозчики или жители

2 030
Михаил Огнев/архив "Фонтанки"
Источник:

Рассинхрон в мусорной реформе между Петербургом и Ленобластью чреват не только свалками в лесах. Цены полигонов вырастут для всех, в том числе для города, которому разрешают еще три года помедлить.

Реформа обращения с отходами в соседствующих регионах напоминает игру в русскую рулетку: каждый следующий этап может оказаться роковым. Кто-то выбывает раньше — как Смольный, который выстрелил еще при определении регионального оператора; кто-то позже — как областной региональный оператор «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», который пока не смог найти перевозчиков для транспортировки мусора к полигонам. Крутить барабан могут еще три года, но цены вырастут раньше.

Иронизировать над ходом мусорной реформы в Петербурге стало уже традицией. Задолго объявленные перемены, разработка территориальной схемы обращения с отходами, обещанный раздельный сбор и резкий рост переработки сначала вылились в недоумение мусорщиков и жилищников, а затем и в конкурсную катастрофу: за месяц до старта южная половина города лишилась единого оператора, который должен был заниматься всеми бытовыми отходами в течение 10 лет. Затем подоспела неотложная помощь из Москвы: Госдума готова окончательно принять закон, который позволяет на 3 года сдвинуть старт работы оператора. Смольный решил не ломаться и подарок принял: весь трехлетний срок, по крайней мере на словах, чиновники использовать не собираются, но с 1 января мегамусорщик не подомнет под себя рынок.

Шутки шутками, но это не только петербургская история. Помимо того, что в законопроекте депутатов о мусорной прокрастинации называются также Москва и Севастополь, парламентарии сообщают, что в ряде регионов к выбору оператора даже не приступали. Однако именно три города федерального значения объединены общим фактором: отходы из них априори вывозятся на территорию смежного региона. А Петербургу еще и «не повезло» с соседом, который оперативно провел конкурс, не торпедированный никем из проигравших. Так что в теории с 1 января в Ленобласти должен заработать региональный оператор, а в Петербурге нет. В теории — потому что реформа в области забуксовала на стадии выбора перевозчиков, и на рынке уже шутят, что это проделки Петербурга, который хочет законсервировать привычное положение вещей во всей агломерации.

Если верить петербургским властям, все, в общем-то, и так законсервировано. Общая интонация комитета по благоустройству: «не порем горячку, делаем дела, продолжаем готовиться к отсроченному запуску регионального оператора». «Образователи отходов вправе поступать в рамках действующего законодательства, – говорят чиновники. – Государственные и муниципальные заказчики заключают контракт на вывоз отходов на 2019 год согласно нормам ... № 44-ФЗ. У образователей отходов иных форм собственности договоры, заключенные на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, сохраняют свое действие с 1 января 2019 года до заключения договора с региональным оператором и начала фактического оказания им услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами».

«Захромавший» на южную ногу региональный оператор (МПБО-2) тоже умиротворен. «С 1 января 2019 года завод продолжит работать в рамках переходного периода к новой системе обращения с отходами, – рассказали «Фонтанке» на предприятии. – Это значит, что работа по формированию адресной программы образователей отходов и заключению договоров по северной части города продолжится. Договоры начнут действовать с момента начала оказания услуг региональным оператором». Между тем «Завод МПБО-2» уже заключил 46 договоров с городскими жилкомсервисами — как на юге города, так и на севере. По северной части в зону обслуживания регионального оператора входят 8,5 тысяч домов, в которых проживают 1 миллион 420 тысяч человек. Пока эти договоры заморожены, ход им дадут по отмашке городских властей. Завод продолжает работать как государственное предприятие и принимать твердые коммунальные отходы на переработку.

Спокойствию петербургских коллег могут только позавидовать областные чиновники. Ранее губернатор Александр Дрозденко уже заявил: «Это неправильно. Мы рассчитывали, что будет единый тариф с городом. У нас разработана онлайн-система для отслеживания всех мусоровозов в Петербурге и Ленобласти. Если Петербург будет исключён, то система контроля ничего не даст» (цит. по 47news).

«Мы видим очень большие риски с точки зрения контролирования этих потоков, – говорит Николай Хасиев, гендиректор Управляющей компании по обращению с отходами в Ленобласти (УК ООЛО), которая выбрана региональным оператором. – К тому же у нас есть опасения, что мы начнем платить за городские объемы. Мы не знаем, где они остановятся, доедут ли до полигона, с которым у них прямой договор».

Насчет прямых договоров тоже не все понятно. Предполагалось, что два региональных оператора будут работать рука об руку на основе заключенного соглашения. Теперь очевидно, что от лица города с 1 января будет выступать не один МПБО-2, а, как и раньше, сонм компаний-перевозчиков. «В идеале хотелось бы, чтобы перевозчики заключали договор с областным региональным оператором, – говорит Николай Борисов, начальник управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами. – Но мы понимаем, что этого, скорее всего, не будет, и перевозчики Санкт-Петербурга будут пытаться контактировать с полигонами напрямую. Как мы на это можем повлиять — пока затрудняюсь ответить».

В сухом остатке получается, что УК ООЛО, если найдет-таки себе перевозчиков, будет централизованно распределять областной мусор по полигонам и рассчитываться с ними, а петербургские отходы в объеме 1,7 млн тонн продолжат расходиться по прежним маршрутам: по большей части на «Новый Свет-ЭКО» и ЗАО «Промотходы» в Самарке (от 300 до 500 тысяч тонн), но также и на малые полигоны — в Кириши, в Волосово, в Лепсари и другие прилегающие районы. А это значит, что идею грамотно разложить отходы двух регионов по всем полигонам Ленобласти убивают в корне: ведь городские перевозчики мало озабочены экологическим благополучием соседей и поедут только туда, где транспортное плечо позволяет оставаться в плюсе.

Помимо неразберихи в самом процессе, это ведет и к проблемам с тарифным образованием. Если бы в Петербурге заработал региональный оператор, стоимость услуги выросла бы в уже известных пределах: на человека приходилось fontanka.ru/2018/10/05/109 бы порядка 140 рублей в месяц (во втором полугодии 2018-го она рассчитывалась исходя из площади квартиры и, по подсчетам Смольного, для жителя среднестатистического жилья составляла 119 рублей). Теперь город сообщает, что сама услуга остается в составе платы за содержание жилого помещения, а не переходит в коммунальную, а тариф рассчитывается, как и раньше, на квадратный метр. Существующая схема не меняется, а плата за вывоз мусора остается вопросом договора между управляющей организацией и перевозчиком. «Если мы говорим о тарифах, то тут нет регулируемой деятельности, – говорит Ирина Бугославская, заместитель председателя комитета по тарифам. – Мы устанавливаем размер платы за содержание жилого помещения только для нанимателей».

Однако выполнять старые договоры и заключать новые перевозчикам и управляющим организациям предстоит в новой реальности. На данный момент полигоны в Ленобласти в среднем принимают тонну отходов за 848 рублей, в тарифе регионального оператора на это заложено уже 1466 рублей. Рост серьезный, но предполагалось, что петербургский и областной операторы отобьют его за счет повышения платы, которую собирают с жителей. Ее рассчитывают, опираясь на необходимую валовую выручку оператора. К примеру, по северной половине города на 2019 год выручка МПБО-2 предполагалась в 3,1 млрд рулей, из них 637 млн — исключительно на захоронение отходов в области. Теперь же выясняется, что единые тарифы относятся только к УК ООЛО. Комитет по тарифам Ленинградской области еще не устанавливал цены полигонов на 2019 год, сделает это во второй половине декабря. Но уже понятно, что никто не готовит петербургским перевозчикам каких-то льготных условий.

«Тарифы на прием мусора будут одинаковы и для регионального оператора, и для петербургских, – говорит председатель комитета по тарифам правительства Ленобласти Артур Кийски. – Поэтому и себестоимость услуги увеличивается у всех. Это объективно: вырос индекс потребительских цен, увеличится ставка за негативное воздействие на 100 рублей, плюс в затраты на полигоне включаем обработку».

«Мы пока не видели решения областного комитета по тарифам, – говорит Константин Язев, совладелец «Автопарка № 1 "Спецтранс"». – Надеемся, что в итоге рост окажется приемлемым. Повышать наш тариф для управляющих организаций пропорционально полигонам мы не собираемся».

Пересмотреть условия соглашений с перевозчиком — это целая история, говорят эксперты. Для этого необходимо созывать общее собрание собственников квартир. «Нечто подобное иногда происходит, – рассказывает Марина Акимова, глава Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ. – Скажем, перевозчик говорит: меня больше не пускают на ближний полигон, приходится ездить за 100 км, так что и мои услуги дорожают. Крупный жилкомсервис с несколькими сотнями домов может ему отказать, потому что является ценным клиентом. А если я ТСЖ с одним домом и перевозчик просто уйдет, куда деваться?»

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

В конце декабря 2017 года комитет по благоустройству объявил конкурс на право выполнять функции единого регионального оператора по обращению с коммунальными отходами в течение 10 лет. Город разделили на северную и южную части, таким образом, разыгрывались два лота общей стоимостью более 80 млрд рублей. На южный лот претендовала и «дочка» «Автопарка №1 "Спецтранс"» Анатолия Язева «Новый Свет-ЭКО», которая снизила цену с 42,1 млрд до 16,5. Однако и этот контракт получил МПБО-2 за 39,5 млрд. По иску «Нового Света-ЭКО» суд отменил итоги конкурса по южному лоту, но апелляция, в свою очередь, отменила решение арбитража. Кассация 21 ноября подтвердила решение первой инстанции.



Предельный тариф за услугу оператора по вывозу мусора для населения, уже с включенным НДС, составит в северной части города 4405,90 рубля за тонну, а в южной — 4414,52 рубля за тонну. На человека получается 140,14 и 140,41 рубля в месяц соответственно.



В ноябре 2018 года в Госдуму был внесен законопроект, который позволяет Петербургу отодвинуть срок обязательного начала работы регионального оператора на три года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях