"Ну раньше еще ладно - были успехи, пробивались в финалы, но сейчас (непечатное), что ни чемпионат, то (непечатное), четыре года ждешь, и что?!". Мне кажется, эта цитата в который раз идеально описывает отношение россиян к главной команде страны. Сказанные когда-то отчаявшимся милиционером в запале слова - спустя 9 лет после премьеры фильма "Изображая жертву" - опять становятся лучшим определением нашей болельщицкой любви.
"Ну раньше еще ладно – были успехи, пробивались в финалы, но сейчас (непечатное), что ни чемпионат, то (непечатное), четыре года ждешь, и что?!". Мне кажется, эта цитата в который раз идеально описывает отношение россиян к главной команде страны. Сказанные когда-то отчаявшимся милиционером в запале слова – спустя 9 лет после премьеры фильма "Изображая жертву" – опять становятся лучшим определением нашей болельщицкой любви.
В силу возраста я пропустил все достижения советской сборной. Гол Ван Бастена видел только в записи, финал Сеула под космический комментарий Владимира Маслаченко, светлая память, посмотрел целиком лишь год назад, перипетии письма 14 и пять мячей Саленко изучал уже во времена разгона НТВ. Я рос юношей далеким от спорта, но однажды старший брат взял меня посмотреть очень важный матч. Переполненное кафе "Пенальти" у Тучкова моста, переполненные "Лужники", Андрей Шевченко у мяча, Александр Филимонов в воротах. Это была первая игра сборной России, которую я посмотрел в своей жизни. И у меня есть подозрения, что этот матч стал моментом, сформировавшим отношение россиян к сборной в нашем веке. Я говорил со многими болельщиками "Зенита" – мол, когда вы перестали болеть за сборную (а в Петербурге среди утонченных любителей футбола это тренд с многолетней историей): ответ был всегда один – тогда, после трагического решения Филимонова поймать мяч.
Дальше было только хуже: поражение от Японии, закончившееся разгромом Манежной площади, поражение от Бельгии и слезы Сычева, унижение Малафеева в матче против португальцев, непопадание на чемпионат мира имени Зидана-Матераци. Эта дура, залетевшая в "Лужниках" той осенью 1999 года, определила паттерн эмоций россиян: а, эти, футболеры, да что они могут. Сейчас, понимая, как несправедлива была судьба к сборной России, я осознаю: а вот тут чуть-чуть, и тут не Ковтун в свои ворота в матче с Исландией, и тут будь Романцев чуть потрезвей – и все могло бы быть иначе. По крайней мере, нам не было бы так неловко.
Знаете, бывает так: смотришь КВН и так стыдно за ребят на сцене, просто хоть телевизор выключай. Вот это вот настроение "хоть телевизор выключай" преследовало нас всех вплоть до первого матча на Евро-2008. И этот турнир, конечно, стоит особняком.
Те 4 матча в Швейцарии стали, без всякого сомнения, высшей точкой сборной России по футболу: неслучайно у матча Россия-Голландия столько просмотров на «Ютьюбе». У меня, кстати, есть гипотеза, что тот бронзовый оргазм был столь силен именно потому, что никто не строил иллюзий: а, ну и сейчас, как выразился Константин Зырянов, обосремся. Но нет. Сборная России сыграла тогда три отличных матча, дважды проиграла Испании (что, на мой вкус, вовсе не зазорно: просто мы первыми попали под каток "красной фурии", которая закончила свое доминирование всего лишь год назад). И что самое страшное: эта победа возродила надежду. Ой, а ведь это такая ответственность.
Мне кажется, что к такой ответственности новое поколение футболистов оказалось не готовым. Потому что после того бронзового безумия опять все вернулось на круги своя: праздничный дым улетучился в форточку, не попали на чемпионат мира в ЮАР, в Польше через два года не вышли из группы, и функцию письма 14 выполнил диалог Андрея Аршавина в лобби польской гостиницы.
Все, что происходит со сборной вот уже три года, ничего, кроме отторжения, на мой взгляд, вызывать не может. Контракт Капелло, унылая игра сверхзажатой команды, кошмар в Бразилии имени Игоря Акинфеева, опять контракт Капелло, снова контракт Капелло, очередная пикировка в публичном пространстве. Я давно не читаю новости о сборной: игроков "Зенита" там все меньше и меньше, футбола тоже практически нет. Переживания за честь страны? Наверное, это единственное, что осталось.
Тут давеча сборная сыграла товарищеский матч с Белоруссией, результат в котором неожиданно сделала молодежь (почему так случилось – не спрашивайте, я давно не понимаю, что делает Капелло и зачем, а объясняется он только с исполкомом РФС). Дениса Глушакова из "Спартака" спросили после матча: мол, молодые дали результат, старикам тут не место, что думаете? Глушаков очень хорошо ответил: "Ну, у нас вся страна знает, как играть, как тренировать, что писать. Пусть выйдут вместо нас и сыграют". Ох, спасибо, Денис: мы относимся к вам со справедливым скепсисом, вы нас не любите и считаете чмошниками, все честно. Удачи с Австрией. Как поют фанаты "Миллуола" из Англии: Nobody likes us but we don't care. По мне, так эту песню можно включать на матчах сборной.
Федор Погорелов