Авто Недвижимость Работа Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

15:58 16.06.2019

Руководители петербургских театров ответили комитету по культуре Санкт-Петербурга

Директора и худруки петербургских театров, подведомственных комитету по культуре, не на шутку встревожены по поводу буквально всех пунктов новой городской театральной политики: от учреждения единой формы правления во всех театрах до процедуры выбора руководителя и подписания с ним годового контракта. Свои сомнения и опасения они аргументировали "Фонтанке".

Руководители петербургских театров ответили комитету по культуре Санкт-Петербурга

eremintheatre.narod.ru

Руководители петербургских театров, подведомственных комитету по культуре, продемонстрировали полное единодушие в отношении запланированных администрацией города реформ. Директора и худруки выражают тревогу по поводу буквально всех пунктов новой городской театральной политики: от учреждения единой формы правления во всех театрах до процедуры выбора руководителя и подписания с ним годового контракта вместо существовавшего до сих пор пятилетнего. Свои сомнения и опасения они аргументировали "Фонтанке".

Лунева Наталья, директор Театра марионеток им. Е. Деммени с 1977 года:

- Вопрос о реформе театра - извечный вопрос. Конечно, рано или поздно возникает необходимость что-то изменить, и желательно, чтобы при этом стало лучше, а не хуже. В нынешней ситуации меня беспокоит сам подход к попытке решить этот непростой и важный для Петербурга, как культурной столицы, вопрос. Он не обсуждался широко в кругах театрального сообщества и культурной элиты, не было дискуссий в обществе. Отсюда у меня, как у директора театра с серьёзным опыом работы, возникает много сомнений в ожидаемых положительных результатах так неожиданно возникшей кампании. Приходит на ум мудрая русская пословица: "Семь раз отмерь - один раз отрежь"... Серьёзные и глобальные дела, конечно, необходимо решать учитывая множество нюансов, каждый из которых может сказаться на результате. Например, в настоящее время театры перешли на новую систему финансирования, адаптация к которой ещё не закончилась. И даже в связи с этим сейчас не самое лучшее время для параллельного проведения ещё одного эксперимента.





Александр Калинин, директор Большого театра кукол с 2002 года:

- Первое и самое главное, о чем бы я хотел сказать, — это сроки, за которые в театре можно совершить реальные преобразования. Это в том случае, если целью тех реформ, о которых заявил комитет по культуре, является бюджетирование, ориентированное на результат. Делюсь своим опытом. В БТК я начал реформы семь лет назад. Началось все с создания концепции, шесть лет назад пришел главный режиссер Руслан Кудашов, он набрал курс, вместе со своими учениками начал постепенно менять репертуар, параллельно осуществлялся ремонт театра. Сейчас театр успешен и стабилен, существуя без труппы в условиях прошедшего четыре года назад эксперимента. Но реформы продолжаются до сих пор. Срочных контрактов не надо бояться ни в коем случае. Но нужно отчетливо понимать, для чего они нужны? Если для того, чтобы разобраться с какими-то неблагополучными театрами, то ведь есть статья 278 Трудового кодекса РФ: увольнение без объяснения причин. Ну а если для эффективного использования вложенных бюджетных средств, на что направлен Федеральный закон № 83, то хочется понимать детали и подводные камни задуманной реформы.

Юрий Гальцев, художественный руководитель Театра эстрады с 2009 года:

- Я бы очень хотел увидеть непосредственно протокол заседания с решениями по изменению контроля над деятельностью театров, так как, насколько я понимаю, здесь допущены серьезные противоречия с Федеральным Законом о культуре. Так, в соответствии со статьей 31 данного закона «...органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и объединений, государственных и негосударственных организаций культуры...».

Борис Контребинский, директор Детского музыкального театра «Зазеркалье» с 2011 года, до того — директор БДТ им. Г.А.Товстоногова с 1996 по 2010 год:

- Я понимаю, что художественный руководитель — первый человек в театре. И у нас в театре с января действовала именно та модель, которую предлагает комитет по культуре. У меня существовал договор с худруком и право подписи по доверенности. Ну так сейчас же этот договор переделывается по требованию комитета по культуре. То есть я в ближайшее время должен буду заключить договор с комитетом — уж не знаю, в курсе ли этих перемен председатель комитета. В БДТ, пока художественным руководителем был Кирилл Юрьевич Лавров, я также работал по доверенности, а у Кирилла Юрьевича был пожизненный контракт с Министерством культуры. Но уже тогда Михаил Швыдкой, который сначала занимал должность министра культуры, а потом возглавлял Федеральное агентство по культуре и кинематографии, говорил о том, что времена изменились, и первым лицом в театре должен быть директор. Действительно во многих театрах первыми лицами сейчас являются директора. Вон и Табаков повторяет: «Да директор я, директор, это уж случайно так получилось, что у меня есть еще и талант комика». Большим театром управляет директор, Анатолий Иксанов, и он уже приглашает режиссеров. Это при том что, я повторяю: меня вполне устраивала та форма, которая существовала в нашем театре, когда ответственным лицом был худрук.

Что касается годовых контрактов, то я даже не понял, о чем речь. Они что, будут предлагать подписать контракт на год людям, которые создали театры в том виде, в котором они десятилетиями существуют? Это даже неэтично. И про комиссию я не понял. Какая комиссия? Какое углубленное изучение работы театров? Никто ничего не изучал, в театры не приходил, ни о каких проблемах ничего не спрашивал.

В результате своего многолетнего опыта работы в театрах я очень хорошо понял: театры выкрутятся в любом случае. Вот нам на фестиваль «Арлекин» обещали дать три миллиона, дали два с половиной, - все равно мы фестиваль провели. Выкрутились. Только мешать театрам не надо. А то у нас сейчас все с ног на голову поставлено: не комитет по культуре для театров, а театры для комитета по культуре. А для чего, как я себе представляю, реформы устроены? Да очень просто: не угоден — не работаешь. Потому что если увольнять сразу несколько руководителей по 278 статье это будет некрасиво выглядеть.

Виктор Минков, художественный руководитель — директор театра «Приют комедианта» с 1995 года:

- На мой взгляд, контрактная система — система идеальная, только давайте приведем в порядок законодательство. Потому что, когда со мной заключат контракт и даже, как хорошему руководителю, надеюсь, дадут большой театр, я останусь заложником существующей системы. Если на срочный контракт переводятся руководители, на такой же срочный контракт должны быть переведены все работники театра — от первого актера до уборщицы. Ну и разумеется, контракт с художественным руководителем должен быть заключен не на год, а на три - пять лет. Замечу, что на федеральном уровне все контракты пятилетние. И отдельно я хочу сказать, что, разумеется, нужен индивидуальный подход к каждому театру.


Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа им. А.А.Брянцева с 1994 года:

- Если заглянуть в историю, то некогда сами директора во главе с выдающимся директором Центрального детского театра Константином Шах-Азизовым приняли решение, что не может быть единой формы руководства театрами. Каждый театр индивидуален, все зависит от тех конкретных творческих личностей, которые театром руководят. Вот у меня в театре за творческую часть отвечает Адольф Яковлевич Шапиро, один из самых ярких режиссеров страны, художник из разряда гуру. И его авторитета хватает, чтобы делать замечания и молодым режиссерам, и постановщикам со стажем, и все они его замечания воспринимают правильно. Вот только что молодой режиссер Никита Кобелев выпускал у нас спектакль, так Адольф Яковлевич после прогона написал ему 80 замечаний, и в результате премьера получилась замечательной. А теперь что, Адольф Яковлевич должен заняться бумагами, отчетами, цифрами? Очевидно же, что не всякий худрук может на себя такое взвалить. Я не понимаю, зачем в приказном порядке всю ответственность городить на режиссеров, если в ФЗ №83 о бюджетных учреждениях есть формулировка: руководитель. И в уставах у нас прописано: руководитель. Где-то худрук хочет и может руководить, заниматься отчетами, счетами, где-то нет, - тут не может быть никаких единых формул управления театром. А что это за странная идея заключать контракты с руководителем на год? Ну не обманешь же коллектив, он не будет верить руководителю, у которого годовой контракт.  

Виктор Новиков, художественный руководитель Театра им. В. Ф. Комиссаржевской с 1992 года, член правления петербургского отделения Союза театральных деятелей РФ:

- На заседании комиссии комитета по культуре, в которую вхожу и я, решался только вопрос единоначалия или двуначалия в театре. Постановили, что должно быть одно ответственное лицо - художественный руководитель.

Что же касается годового контракта, то это нелепость полная. За год вообще ничего не решается. В каждом театре есть труппа в 50 - 60 человек, и художественный руководитель никого уволить не может, так о каком годовом контракте для него вообще можно говорить? Есть статья 278 Трудового кодекса РФ, ну так увольняйте по статье, что же прикрываться годовым контрактом. Но самое главное и самое для меня печальное - что вопросы этики у тех, кто принимает сейчас решения, остаются вообще за пределами понимания. Когда мы говорим о театре, любом театре, речь идет даже не просто о творческих людях, а о коллективах, которые собирались десятилетиями и с каждым из актеров руководитель выстраивал отдельные отношения. Если разговор идет о том, что надо поддержать молодых, то это же не делается за счет того, чтобы разрушить театральные организмы с традициями, с историей. Да, сейчас появляются интересные молодые коллективы и при них — режиссеры. Ну так дайте им возможность реализоваться, дайте им гранты, площадки. Я сам ищу молодых режиссеров и даю им постановки на нашей сцене, но я категорически против того, чтобы насильственными действиями разрушалось то, что кропотливо создавалось долгие годы.    

Семен Спивак, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке с 1989 года, член правления петербургского отделения Союза театральных деятелей РФ:

- Есть вещи, которые, в данном случае, обязательно нужно додумать. На заседании правления СТД было принято решение о встрече руководителей театров с губернатором Петербурга Георгием Полтавченко. Надеюсь, он нас услышит и поймет. Конечно, меня очень смущает информация о годовом контракте. Любые серьезные преобразования в театре происходят не меньше чем за пять лет. А кроме того, во многих театрах сложились крепкие, рабочие модели. Разрушив их, можно разрушить и сами театры.


Александр Петров, создатель и художественный руководитель Детского музыкального театра "Зазеркалье"  с 1987 года, член правления петербургского отделения Союза театральных деятелей РФ:

- Я считаю, что в той ситуации, в которой находится сейчас комитет по культуре и мы, городские театры, - в ситуации полностью разрушенных связей, когда ни один финансовый вопрос не решен, - задача городских руководителей, в первую очередь, помочь театрам выжить. А вместо этого затеваются никому не нужные выяснения, кто должен руководить театром, худрук или директор. Выбирается какой-то худсовет, и этим людям - часть из которых можно классифицировать как людей со стороны, - доверяется решать сложные, тонкие вопросы и проблемы театров. Не говоря уже о том вопиюще нелепом решении, что труппа сама себе должна выбирать худрука - ясно же, что это только спровоцирует разгул вольницы. А что это за абсурд с годовыми контрактами? В Москве же этого бардака нет. Это только в Петербурге возможно: надели веревку на шею и вперед. На мой взгляд эта акция придумана, чтобы затушевывать основные проблемы театров, которые сейчас стоят под грифом "SOS".

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор