18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
00:56 25.09.2018
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Маркус Миллер в Петербурге: С праздником, с Днем басиста!

Концерт Маркуса Миллера, прошедший в петербургском Мюзик-холле, продемонстрировал чудо превращения бас-гитары в королеву ансамбля.

Маркус Миллер в Петербурге: С праздником, с Днем басиста!

Концерт Маркуса Миллера, прошедший в петербургском Мюзик-холле, продемонстрировал чудо превращения бас-гитары в королеву ансамбля.

По большей части к музыкантам, владеющим бас-гитарой, относятся не слишком почтительно. И анекдоты про басистов рассказывают, и публике иногда забывают их представить, и объединяют с ударниками в единое целое под скучным названием «ритм-секция». Но Маркус Миллер, выдающийся джазовый бас-гитарист, за честь мундира отомстил. Не до анекдотов тут, когда такая музыка звучит: и мелодия, и граунд-бит одновременно, тяжелый и плотный пульс, наполняющий всё отведенное ему пространство, дыхание африканского континента – ну, как это обычно бывает, когда играют фанк. Правда, стиль Маркуса и его группы нельзя определить точно. В нем кроме фанка есть элементы и джаз-рока, и постбопа, и смус-джаза.



Маркус Миллер родился в Бруклине и вырос в кварталах Куинса, штат Нью-Йорк. Неблагополучный, надо заметить, район. Но поскольку ему повезло с семьей: отец был органистом и дирижером церковного хора, двоюродный брат и вовсе джазовым пианистом, – то Миллер не пошел по кривой дорожке, а уже с раннего детства заинтересовался хорошей музыкой. Начал с блок-флейты, затем перешел на кларнет. Поговаривают, что папа мечтал видеть Маркуса скрипачом, но тот выбрал кларнет из шкурных соображений: быть мальчиком со скрипкой в некоторых районах опасно для жизни – всё равно, в Нью-Йорке дело происходит или в Петербурге. Потом Миллер учился играть на саксофоне, фортепиано – и только после этого взялся за бас-гитару, причем освоил этот инструмент самостоятельно. Образцом для подражания стал для Миллера легендарный Жако Пасториус, а фирменной техникой – слэп (игра первой фалангой большого пальца правой руки). Еще в процессе обучения в колледже Миллер стал достаточно популярным сессионным музыкантом, а свой первый профессиональный ангажемент получил в 15 лет – в оркестре нью-йоркского джаз-клуба Harlem River Drive. Маркуса заметил и пригласил в 1981 году в свою группу сам Майлз Дэвис. Два года Маркус Миллер провел с великим трубачом в турне. В 1986 году музыканты вдвоем записали альбом «Tutu», в котором партии всех инструментов, за исключением ведущей трубы Дэвиса, исполнил Маркус Миллер. Это не единственный альбом Дэвиса, записанный при участии Миллера, но, пожалуй, самый яркий.



С тех пор звезда Маркуса Миллера не угасла, а стабильно светит с небосвода мировой музыкальной славы. Нынешний концертный тур «Tutu Revisited» посвящен именно Майлзу Дэвису, старшему коллеге и наставнику Миллера. Звучат всё те же треки, что и на «Tutu», но в новом осмыслении. Если сравнить с оригиналом, то получается более живо и раскованно. Хотя, конечно, великого трубача Дэвиса, ныне покойного, никто заменить не может – даже блестящий профессионал, солист оркестра Линкольн-центра Шон Джоунс.



Так что царила бас-гитара – в большинстве композиций она властно отодвигала прочие инструменты на задний план и победно вела свою весомую и основательную, яркую и огненную партию. Сложность партии Миллера отлично оценили те зрители, которые попробовали похлопать в такт: это оказалось нелегко. А тут еще и волшебное разнообразие методов звукоизвлечения: в одной композиции использовались и слэп, и тэппинг, и традиционные приемы, и даже... подкрутка колка как способ добиться нужного звука. Но если вы подумаете, что звучали заумные и непонятные упражнения в сольфеджио, то ошибетесь: музыка захватывала, увлекала, раскрывала глубины, показывала высоты – и что там еще должна делать музыка у такого мощного исполнителя? А уж когда Маркус Миллер взялся за бас-кларнет, все окончательно убедились, что он не только виртуоз, но и бесконечно лиричный музыкант. Даже от брутального инструмента с низким диапазоном и хриплым тембром добился нежнейшего звучания.



Еще о басистах иногда говорят, что они, дескать, неинтересные. Стоит такой где-то сбоку, как памятник самому себе, лицо непроницаемое, а в уме только «соль-до, соль-ми-до». Но и тут Маркус Миллер опроверг стереотипы. Он не только в своей партии вел живые диалоги с духовой секцией, но и неплохой актерской игрой подчеркивал характер общения. Вот он что-то втолковывает саксофонисту Алексу Хэну, вот пикируется с трубачом, а теперь, наоборот, объединился с ним, и они что-то вдвоем доказывают саксофонисту. Наблюдать за таким спектаклем – сплошной праздник.

Ленка Виноградова
«Фонтанка.ру»

Фото: marcusmiller.com.

Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...