22:34 23.04.2018
Курильщик «посадил» рейс из Ростова-на-Дону до Петербурга в Москве
Европейский университет опять проиграл Рособрнадзору в суде
Спортивный арбитражный суд назвал показания Родченкова по делу Легкова «голословными утверждениями»
Администрация Калининского района: Снесенная ярмарка у «Академической» работала законно, но не в том месте
Горизбирком нашел одного человека, который мог проголосовать в Петербурге 18 марта дважды
Депутаты предлагают переименовать проспект Добролюбова в честь Александра Второго
На строительство новых подстанций в Петербурге потратят 40 млрд рублей
Заместителя главврача Александровской больницы попросят арестовать по делу о «мертвых душах»
Оппозиция Армении требует досрочных выборов и освобождения всех политзаключенных
Художник нанес гигантских котов на городские пейзажи
«Фонтанка» за 60 секунд — 23 апреля
Микроавтобус въехал в толпу людей в Торонто
Вице-спикер Госдумы РФ: «Никто не хочет терпеть одного человека во главе государства десятилетиями»
Telegram потерял всего 3% пользователей в России
Специальная комиссия стран «Большой семерки» проследит за поведением России
На границе с Финляндией продолжают вести войну с сыром и сосисками
Служба безопасности Украины задержала доверенное лицо Путина
Во время мундиаля в Петербург не пустят грузовики
Путин разрешил блокировать сайты с информацией, «порочащей честь и достоинство»
Грипп за неделю отправил в Боткинскую больницу почти сотню петербуржцев
На площадке ЛАЭС могут открыть центр радиоизотопной медицины для лечения рака
Дом у Серного моста обследуют на предмет расселения
Пулю в лоб посетительнице «Лондон молла» пустил защитник слабых
Поле зенитовского стадиона закатили обратно
В Петербурге появились «замурчательные люди»
Театр музкомедии отремонтируют за 300 миллионов
Гусь в Пушкинском районе получил сотрясение мозга по вине браконьеров
В стихотворном отрицании бога Следственный комитет увидел иронию
Исполняющим обязанности главы правительства Армении стал Карен Карапетян
Виллу Константина Романова в Мартышкино продадут с торгов
Финны посчитали, сколько в их тюрьмах исламских радикалов и неонацистов
В Пушкине заложника спасла выброшенная из окна записка
Из-за блокировок «Роскомнадзора» обвалились продажи электронных полисов ОСАГО
За 200 «мертвых душ» задержана замглавврача Александровской больницы
После смерти Табакова в МХТ появится новый филиал
Газохимический комплекс «Газпрома» в Усть-Луге заработает до 2024 года
Смольный наказал за незаконную ярмарку сам себя
Американцы хотят одеть российских космонавтов в свои скафандры
Таксист на Народного Ополчения лоб в лоб столкнулся с коллегой
Пробный поезд проехал от «Приморской» до «Беговой»
Финского евродепутата обвинили во взяточничестве и защите нарушений прав человека в Азербайджане
США готовы снять санкции с «Русала», если из компании уйдет Дерипаска
Премьер-министр Армении подал в отставку после массовых протестов
Прокуратура и СКР посмотрят новые серии «Простоквашино» по просьбе Успенского
Роскомнадзор опровергает блокировку Google
«Тренер» Козловского собрал первый миллион зрителей
Песков исключил вмешательство России в армянские акции протеста
Лидеров протеста в Армении выпустили на свободу
Колпино примет юбилейный Кубок Казаченка
Путин заявил Макрону, что удар по Сирии был «нарушением международного права»
Нонна Гришаева встретится в Петербурге с волонтерами
Мошенники раздают «бесплатные билеты» на рейсы «Аэрофлота»
СМИ: На сторону протестующих в Ереване перешли военные
Рабочая неделя в Петербурге начнётся с ночных заморозков
Центробанк предрек бюджетникам скорый рост зарплат
Лавров: Другие страны были вынуждены поддержать удары западной коалиции по Сирии
Пользователи жалуются на сбои в работе Youtube и других сервисов Google
Жительница Петербурга получила пулю в перестрелке у «Лондон молла»
Молодежной политикой Петербурга займется племянник главы азербайджанской диаспоры
Захватившие администрацию президента нацболы отсудили у России 300 тысяч евро
Вячеслав Заренков построит планетарий рядом с русским храмом на Кипре
ПСК инициировала уголовное дело в отношении бывшей компании Михальченко
Cобственник участка напротив Лавры отрицает намерения его продать
Air France отменяет полеты в Петербург из-за двухдневной забастовки
"Плаза" и "ЮИТ" построят 21-этажную гостиницу на юге Петербурга
Кино

«Край»: Мост перейти нельзя

Фильм Алексея Учителя «Край» обрек критиков на ожесточенные споры: одни неумеренно восторгаются, другие – столь же неумеренно глумятся. Казус в том, что правы и те, и другие. Достоинства картины несомненны, провалы – оглушительны. Лет десять назад фильмы Учителя было принято ругать за дурновкусие и отсутствие чувства меры. Кажется, теперь он мстит критикам, вынуждая их к тем же порокам.
«Край»: Мост перейти нельзя

Фильм Алексея Учителя «Край» обрек критиков на ожесточенные споры: одни неумеренно восторгаются, другие – столь же неумеренно глумятся. Казус в том, что правы и те, и другие. Достоинства картины несомненны, провалы – оглушительны. Лет десять назад фильмы Учителя («Манию Жизели», «Дневник его жены», «Прогулка») было принято ругать за дурновкусие и отсутствие чувства меры. Кажется, теперь он сурово и изобретательно мстит критикам, вынуждая их к тем же порокам.

Сценарий Александра Гоноровского, если изложить его вкратце, оставляет предчувствие стандартного ретротрэша. После окончания Великой Отечественной машинист Игнат (Владимир Машков) попадает на глухой таежный полустанок под названием Край, где трудятся на вольном поселении «предатели Родины» – те, кто побывал в немецком плену и имел несчастье там выжить. На острове близ Края Игнат обнаруживает немецкую девушку Эльзу (Аньорка Штрехель), которая за год до войны – когда между СССР и Германией царили дружба и взаимовыручка – с отцом и женихом приехала сюда строить мосты и дороги. Отца и жениха, не сумевших справиться с неблагоприятными погодными условиями, на месте расстреляли за вредительство, а Эльзе удалось скрыться в дебрях. Где она и просидела всю войну, даже не подозревая о ней. Между одичавшей фрейлейн и контуженым фронтовиком вспыхивает сложное, но искреннее чувство; население поселка этим крайне недовольно. Любовь, однако же, побеждает. Потому что и Игнат хороший, и Эльза хорошая, да и все, в общем, хорошие. Даже майор-особист (в лютом исполнении Сергея Гармаша) – и тот напоследок человеком оказывается: тоже контуженый, к тому же у него дочка в войну погибла.



Чтобы из вот этого сделать фильм, Алексею Учителю приходится – пусть хоть бочком – забираться на территорию Алексея Германа. Густая, сочная, влажно-дымная, безупречная по стилю картинка в исполнении мэтра отечественной операторской школы Юрия Клименко не позволяет прорваться на экран ни квасной русофилии, ни (почти) дешевому сантименту. Бревна, иней, ржа, угольная пыль, машинная смазка и щедро облупившаяся штукатурка в бараках образуют буйство фактуры, в присутствии которой любая пафосная гладкость попросту невозможна. В этом мирке, что примостился на самом краю мира, ничто не выпрямлено, всё вкривь да вкось: слова, взгляды, судьбы, души. Глухая вражда может в момент смениться преданной заботой, насмешливая озлобленность – бессильным плачем. Человеческие, разумные мерки сюда неприложимы; здесь хозяин – медведь, здесь отчаяние перекипает смертной тоской, а темная, гудящая и тупорылая, как паровоз, толпа всегда готова сгрызть чужака живьем – если тот по хилости своей не успеет сам первым огрызнуться, обернувшись рыкающим зверем. В центральных, ударных эпизодах фильма Учитель то и дело проговаривается: сам по себе сюжет его, кажется, не очень-то и волнует, речь всё время ведется о чем-то большем. Стылый дымный таежный воздух, гул дремучего инстинкта туманит героям душу, коверкает реальность круче любой контузии; и паровозы здесь меньше всего походят на положенные словарем «локомотивы с паросиловой установкой» – фантазийные монстры, огнедышащие страшилища, которые вылезли из-под земли, щедро унавоженной потом, слезами и яростью. Недаром же Золя лучший свой роман – с принципиальным для него названием «Человек-зверь» – написал о паровозах.



В этом мире Владимир Машков – не просто свой; он здесь – главный. На протяжении всех 90-х разные режиссеры пытались «добыть» из него вот это самое хтоническое дыхание, от победительного мачо из «Лимиты» до чухраевского вора и Пугачева в «Русском бунте», – а получалась все сплошь какая-то дворовая напыженность, и «русского-народного» в нем было не больше, чем в хрипло-надрывных завываниях хедлайнеров радио «Шансон» о старушке-маме и злодейке-судьбине. И когда уж казалось, что артист Машков закончился, так толком и не начавшись, – случилась «Ликвидация». Кто бы мог подумать, что путь к машинисту Игнату лежит через Давида Гоцмана? Ан пролег; и там, где в «Крае» проваливается сценарий и буксует режиссура, Машков на одном крупном плане играет больше, чем под силу написать Гоноровскому и поставить Учителю. Без наигрыша, без таращения глаз и перекатывания желваков – одним лишь неистовством своего присутствия. Которое и вправду оказывается сродни заснеженным таежным баракам, самогонной мути и медвежьим законам русской глуши.



«Край» – несомненно, лучший на сегодня фильм Алексея Учителя; каждый его следующий фильм вообще лучше предыдущего, что для режиссера возрастом под 60 – редкость. Но здесь повторяется та же история, что была и в «Космосе как предчувствии», и в «Пленном». Замах оказывается больше удара. Режиссера хватает на то, чтобы предельно внятно рассказать, что же именно должно было быть сделано, – но не на то, чтобы сделать это. Всякий раз Учитель отваживается на миф, умнó и талантливо, – но его собственная рассудительность не пускает. Между тем ужасом, который он понял, и спокойствием этого самого понимания неизбежно оказывается зазор. И вместо того, чтобы очертя голову кинуться во мрак, – который вот уже, вот, – автор останавливается за полшага до границы, внезапно меняет тон и начинает рассказывать что-то задумчиво-напевное. А затем и вовсе бросает пару слов «про вообще» и ставит титр «конец».



Так было в «Пленном», когда вдумчивый и тонкий рассказ вдруг, «под самый занавес», сменился оглушительно-безвкусным финальным пейзажем: очень красивым, очень эффектным, очень о многом говорящим – но ни о чем определенном; так, вообще, война – это ужасно, когда природа так чудесна, да еще и поет кто-то. В «Крае» таких режиссерских провалов больше, и они рассыпаны по всему фильму – но до поры лишь в мелочах: слишком туманно-поэтична героиня Юлии Пересильд (соперница немки в борьбе за сердце Игната), слишком сладка (да и, право, ненужна) единственная на весь фильм улыбка Машкова. Сценарных-то провалов уйма, и вопиющих: тут и полное отсутствие реакции Эльзы на известие о прошедшей войне (неужели это неважно для ее взаимоотношений с фашистскими узниками?), и совершенная неотработанность всей линии самих этих «бывших фашистских узников» (ни драматургически, ни психологически ситуация человека, попавшего из «иноземного» плена в «родной», не дана даже намеком). Но буйство фактуры, напористость режиссерской интонации и игра Машкова всё это до времени сглаживают.



Пока не начинается финал. В бездонную фальшь которого проваливаются все накопленные к тому моменту достоинства фильма. Потому что от зрителя требуется поверить, что дважды узники лагерей – со всем своим, прошу прощения, анамнезом – сначала единым порывом взбунтовались против лютующего особиста и погнались за ним на паровозе, а потом его же и пожалели (так, знаете, по-людски), когда тот, вторично контуженый Игнатом, поперся через тайгу на велосипедике-развалюхе к погибшей дочурке. Тут можно много о чем поговорить, но у меня всего три вопроса. Каким чудом особист был контужен во время войны (своими из заградотрядов, что ли)? Зачем последним кадром опять дан сверхдлинный медитативный пейзаж под протяжный аккомпанемент народной песни? И откуда в заснеженной тайге, да еще и за несколько километров от поселка, взялся велосипедик?



Один из лучших эпизодов фильма – когда Игнат, наладив кое-как разрушенный железнодорожный мост с острова, на всем ходу переезжает его на паровозе, – и временные сваи несколько секунд спустя рушатся в бурный речной поток. Проблема Алексея Учителя не в том даже, что свои сваи он наладил не в пример хуже своего героя. Но если б – при всех, скажем так, неровностях – финал располагался на твердой земле – глядишь, может, еще и пронесло бы. А Учитель остановил свой поезд ровнехонько над самым глубоким провалом. И не спеша вышел полюбоваться пейзажем.

Алексей Гусев
«Фонтанка.ру»

Фото и видео: «Двадцатый век Фокс СНГ».

О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»


Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
Фото предоставлено компанией Setl City
В ЖК «Солнечный город» состоялся добрососедский субботник
21 апреля в ЖК «Солнечный город» (пр. Ветеранов, д. 169, корп. 3) состоялся добрососедский субботник «Моя улица». Около 150 жителей комплекса присоединились к мероприятию: убрали двор, пешеходные дорожки и поучаствовали в танцевальной разминке.
Фото предоставлено компанией Setl City
«Петербургская Недвижимость» открыла продажи в новом корпусе ЖК «Притяжение»
«Петербургская Недвижимость» представляет квартиры в корпусе №3 жилого комплекса бизнес-класса «Притяжение» от девелопера Setl City, расположенного на территории высокого класса в Выборгском районе. На старте продаж действуют минимальные цены – от 3,46 млн рублей.
Авиакомпания «Уральские авиалинии»
«Уральские авиалинии» пополнили флот 45-м самолетом
Авиакомпания «Уральские авиалинии» активно готовится к летнему сезону 2018 и увеличивает свой авиапарк. Борт под номером VP-BIH стал сорок пятым самолетом в воздушном парке авиакомпании