Депутаты ЗакСа решили, что история московского кооператива «Речник» не должна повториться в Петербурге. Чтобы граждане смогли получить прописку и подтвердить свои права на проживание в домах, построенных в садоводствах и на выделенных под огороды участках, петербургские депутаты разработали пакет поправок к федеральному законодательству. По мнению их авторов, изменения помогут решить жилищную проблему. Правда, как опасается единоросс Войтановский, «нищих депутатов» в таком случае могут заставить прописываться в их «несчастных халупах».
Пакет поправок к федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» разработан рабочей группой комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию при петербургском ЗакСе. «Садоводства в нашей стране есть у 70 миллионов человек, в нашем городе владельцев таких участков — около 2 миллионов. Но по существующему законодательству они не имеют никакого права проживания на своих территориях», - сообщила депутат ЗакСа Зоя Заушникова, представившая комиссии разработанные поправки.
«Фактически, все дачники сейчас нарушают закон — никакого права проживать в садоводстве у них нет», - добавила Заушникова. - Получается абсурдная ситуация». Между тем, по ее мнению, предоставление гражданам права на проживание на дачных участках помогло бы в какой-то мере решить жилищную проблему. «Многим не по карману квартира в городе. Иногда построить небольшой дом за городом оказывается дешевле, - пояснила депутат. - Если люди оформят свою прописку в садоводстве, то они могут сняться с очереди на улучшение жилищных условий».
Актуальность поправок очевидна — история кооператива «Речник» известна всей стране. Похожие примеры можно найти и в Петербурге. Например, в Ломоносове на участке, выделенном под городничество в 1991 году, его хозяйка Любовь Петрова выстроила жилой дом — на полном законном основании. Все разрешительные документы у Петровой есть, все проекты согласованы, постройка подключена к инженерным сетям. Причем с 1995 года хозяйка дома, прописанная в коммуналке, стояла в очереди на улучшение жилищных условий, и в 2007 году, после завершения строительства, она, считая, что решила свою жилищную проблему, с очереди снялась.
В июне 2008 года Петрова подала документы на регистрацию права собственности. И буквально через неделю в Ломоносовский районный суд обратился прокурор Петродворцового района с иском о сносе самовольной постройки, расположенной на земле общего пользования. Разбирательство по делу длилось с 19 августа 2008 года по 24 февраля 2009 года. В ходе процесса, как рассказывает Петрова, прозвучало заявление представителя администрации Петродворцового района о том, что земельный участок не может быть выставлен на торги из-за расположенной на нем постройки. Как выяснилось, письмо КГА от 02.08.2004 о разрешении на проектирование, полученное владелицей участка, на основании которого и были получены все последующие согласования, в администрацию Петродворцового района почему-то не поступило. 24 февраля 2009 года суд принял решение удовлетворить иск.
«И что мне теперь делать? - спрашивает Петрова в своем обращении к президенту России Дмитрию Медведеву. - Я самостоятельно смогла решить свою жилищную проблему, не взяв у государства ни копейки. А теперь я чувствую себя преступницей, присвоившей государственную собственность и вынуждена возвращаться обратно в свою коммуналку — единственное место, где я прописана». «Я не понимаю, почему я должна нести ответственность за то, что администрация района потеряла какие-либо документы?» - недоумевает она.
Сейчас в том же Петродворцовом районе продолжается конфликт вокруг еще одного земельного участка. В декабре 1997 года Вадиму Амеленкову был предоставлен под индивидуальное строительство участок в поселке Мартышкино площадью 6,5 соток. Распоряжение №53-Р о предоставлении этой территории в краткосрочную аренду было издано 3 февраля 1998 года главой Ломоносовского района Санкт-Петербурга. В 2001 году, как рассказывает Амеленков, начальник сектора строительства отдела экономического развития Ломоносовского района архитектор А.В. Соловьев выдал копию распоряжения об отводе земельного участка и разрешил строить дом.
К 2008 году все работы были завершены, изготовлен кадастровый паспорт, 14 мая 2008 года зданию официально присвоили адрес. Однако, когда владелец дома попробовал зарегистрировать право собственности, выяснилось, что статус выделенного земельного участка невозможно установить, и поэтому в регистрации Амеленкову отказали.
Ломоносовский район города к этому времени уже перестал существовать и превратился в Петродворцовый, но распоряжение 53-Р никто не отменял — оно сохраняет свое действие по сей день. Поэтому Амеленков с сентября 2008 года пытается добиться от районных властей права приватизировать земельный участок и жилой дом, который построил собственными силами. Не добившись никаких результатов, он обратился в суд.
Первое слушание состоялось в июле 2009 года. В ходе судебного разбирательства Амеленков неожиданно для себя узнал, что, оказывается, договор аренды земельного участка был расторгнут в 1999 году — об этом заявил представитель КУГИ Петродворцового района. Разъяснений о том, почему не был поставлен в известность о расторжении договора сам арендатор и на каком основании ему было выдано разрешение на строительство, в суде не прозвучало. 19 января 2010 года было принято решение приостановить производство по делу — до того времени, когда будут выполнены судебные строительно-технические экспертизы, устанавливающие, соответствует ли построенный Амеленковым дом действующим СНИПам и не представляет ли он угрозу для проживающих по соседству граждан.
Впрочем, проблем у проживающих в садоводствах хватает и в менее драматичных ситуациях — например, с медицинской помощью, которая за исключением экстренных случаев предоставляется только по месту прописки. Есть и другая сторона вопроса. «Люди живут за городом по полгода, налоги при этом не платят и вообще никак не участвуют в государственной жизни. Мы хотим превратить дачные и садоводческие поселки в полноценные муниципальные образования», - пояснил мыслящий по-государственному председатель комиссии по городскому хозяйству депутат ЗакСА Сергей Никешин.
Но неожиданно выяснилось, что предложенные изменения могут нарушить права граждан. Обсуждаемые поправки взволновали единоросса Вадима Войтановского, который усмотрел в них посягательства на права депутатов. «Это что же получается? - возмутился Войтановский. - Если у нищего депутата на участке есть какая-то несчастная халупа, то он и должен будет в ней прописываться? А если садоводству присвоить статус поселения, а бедный депутат смог построить только временный шалашик, то что же — его сносить придется? Куда тогда податься — в леса уходить?»
Разъяснения, что никто и никого обязывать прописываться именно на садовый участок не будет, Войтановского не убедили. Он выдвинул еще одно возражение. «Все эти шесть соток в садоводствах предоставлялись на случай войны. Чтобы, когда будут бомбить, в городе оставались только несколько тысяч человек, а остальных вывозили бы на эти территории с семьями и там и хоронили, - сообщил он. - И все об этом знают». Добавлять, что нельзя разрешать гражданам прописку на землях, которые являются стратегическим резервом страны, он не стал. Но не исключено, что предложенные поправки к закону будут забаллотированы — по этой или какой-нибудь столь же веской причине.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"