Новая инвестиционная программа тольяттинского автогиганта может выйти ему боком. Отказ от собственных разработок и переход на выпуск моделей, предложенных Renault-Nissan, грозят рядом проблем в будущем.
Утвержденная 29 сентября инвестиционная программа АвтоВАЗа на 2010-2014 год при первом рассмотрении выглядит относительно обнадеживающей: в планах предприятия постановка на конвейер автомобиля размерного класса B, предлагаемого альянсом Renault-Nissan. При этом автозавод замораживает работы над своей собственной моделью. Однако в агентстве «Автостат» – авторитетной исследовательской организации, специализирующейся на российском авторынке, – предупреждают, что этот шаг может иметь плачевные последствия для отечественного предприятия. «Верхушка айсберг» – потеря доли на рынке. А в «долгосрочной перспективе» страна рискует потерять национальный автопром, анализирует проблему «GZT.RU».
Парадоксальная реальность
Многие отечественные автомобилисты спали и видели, как АвтоВАЗ прекращает сборку своих «тазиков», качество сборки и надежность которых оставляют желать лучшего, и переключается на выпуск иностранных моделей. И вот такой момент настал: «отечественные иномарки» могут появиться на тольяттинском конвейере уже в 2012 году.
Как ни парадоксально, но отказ от своего в пользу зарубежного может иметь негативные результаты. В «Автостате» считают, что новое руководство завода совершает стратегическую ошибку. Тольяттинская продукция занимает свою нишу рынка с выпускаемой продукцией низшей ценовой категории. Если АвтоВАЗ запустит в производство иномарку, главное преимущество будет потеряно, а отечественные автомобилисты могут более не рассчитывать на невысокую стоимость ВАЗов. В «Автостате» поясняют, что сборка в России иномарок ценового преимущества перед производством оригинальной продукции не дает. Более того, из-за дополнительных затрат на логистику, малых объемов производства, низкого уровня локализации себестоимость выпуска российских «иностранок» даже выше, чем за рубежом, – на 15-20%. Экономить до 30% удается разве что на таможенной пошлине. В агентстве выдвинули предположение, что новинка Lada Logan MCV обойдется минимум в 10 тысяч евро. Предприятие сможет ежегодно реализовывать не более 40-50 тысяч машин.
Нужны ли ВАЗу конструкторы
Потеря рыночной доли и лояльности покупателей – не единственные минусы новой программы. Проблемы будут у отечественных поставщиков компонентов. Кроме рыночных аспектов есть и технологические. Так, переход на чужие разработки и заморозка ряда своих проектов, в числе которых «Проект С» и «Нива-3», в 5-10 раз сократит конструкторскую и инженерную службы. То, что подобная ситуация возможна, косвенно подтверждает следующий факт (его приводят в "Автостате"): в настоящее время конкурс на автомобильный факультет Тольяттинского госуниверситета – самый низкий среди всех специальностей.
Директор «Автостата» Сергей Целиков убежден, что на АвтоВАЗе должны озаботиться разработкой преемников Samara, Kalina и Priora. В противном случае завод может поплатиться лояльностью потребителей. В лучшее время ежегодное число клиентов АвтоВАЗа составляло около полумиллиона человек. «Такой объем рынка является лакомым куском для любого автопроизводителя, и терять его – это капитуляция российского автопрома», – заявляет Целиков. По его мнению, АвтоВАЗу следовало бы выкупить свою долю у GM, собирать модели Renault-Nissan на мощностях GM-АвтоВАЗ и развивать производство самостоятельно. Производство Chevy Niva следует разместить в корпусе, где рождается «Нива 4×4», что более технологично.
Севастьян Козицын, аналитик БКС, говорит, что заводу стоит выбрать самые продаваемые модели из своей производственной программы и не отказываться от них быстро, чтобы не потерять своей доли на рынке. В беседе с корреспондентом GZT.RU он отметил, что классику стоит сделать более качественной и дешевой: эти машины еще могут понадобиться. А вот по поводу разработок Козицын расходится во мнении с «Автостатом». «Разрабатывать свою модель не нужно», – убежден он. Аналитик объясняет: это затраты, которые не окупаются. К тому же процесс создания машины не отлажен, например постановка на конвейер очень растянута. Козицын полагает, что наши инженеры могут совершенствовать иностранные платформы. «Иностранные производители вполне могут воспользоваться российским инженерным потенциалом», – заключает он.
Новая программа
29 сентября совет директоров АвтоВАЗа утвердил дальнейший план работы предприятия. Утверждены изменения антикризисной программы, принято решение создать антикризисный штаб. Одобрены инвестиционная программа на 2010-2014 годы и модельный ряд. Подтверждены обязательства по социальной программе, принятые в связи с оптимизацией численности персонала. Изменена система компенсаций менеджерам.