Сейчас

+3˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+3˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 2

0 м/с, штиль

762мм

95%

Подробнее

Пробки

1/10

Джинсы изобрели на Руси

2226
ПоделитьсяПоделиться

Выставка «Этно Джинс: все оттенки индиго», открывшаяся в Российском этнографическом музее, блестяще демонстрирует, казалось бы, парадоксальную вещь: джинсы изобрели в России! Точней, в Вологодской губернии, в конце позапрошлого века. Одновременно с этим джинсы изобрели жители Восточного Туркестана, нанайцы и татары. Все они намного опередили общепризнанного создателя самой популярной одежды ХХ века Леви Страусса…

Общеизвестно, что легендарный Леви Страусс в 1853 году только соединил уже имеющиеся «дизайнерские» наработки – плотную хлопчатобумажную ткань и природный краситель синего цвета, известный под названием «индиго». В результате получилась одежда, определившая внешний вид современного мира. Говорят, что целевой аудиторией Страусса были американские золотоискатели, которым до появления джинсов буквально не в чем было выполнять свою тяжелую работу. С пролетарским происхождением связана немаловажная деталь страуссовских джинсов – клепаные карманы, предназначенные для хранения и переноса найденных самородков. Наличие у брюк заклепок стало едва ли не ключевым пунктом патента, оформленного Леви, и позволившего Страуссу сотоварищи защищать свое изобретение от эпигонов и конкурентов.

Прошло сто лет, и одежда американских пролетариев стала популярной среди всех слоев общества. В 60-е носить джинсы означало - принадлежать к передовой части общества, даже к элите – интеллектуальной, художественной и социальной. В синие хлопчатобумажные брюки, с двойной строчкой по бокам нарядились ученые, музыканты и актеры. Даже Владимир Высоцкий гордился своим джинсовым костюмом и охотно позировал фотографу Владимиру Плотникову.

Принято считать, что в Советский Союз джинсы попали в году этак в 1957-м, во время Международного фестиваля молодежи и студентов. Так это или нет, но для граждан, не имеющих постоянной связи с заграницей, джинсы в течение нескольких десятков лет являлись чудовищным дефицитом. Их покупали у фарцовщиков за бешеные деньги, изготавливали кустарным способом… В общем, мучились ужасно! А ведь всего делов-то поехать в ближайшую деревню и обратиться к знатокам народных промыслов – крестьянам, что еще в середине XIX века не имели с вожделенной джинсой перебоя. Правда, тогда эта ткань называлась гораздо прозаичнее – крашенина или синюха. Делали ее в России путем окрашивания домотканой материи в синий цвет методом так называемого кубового крашения. Кубовое крашение было распространено во всем мире, еще во времена глубокой древности. И краситель индиго, относящийся к числу кубовых, то есть не растворимых в воде, был известен еще 4000 тысячи лет назад. Уже тогда люди - наши предки - умели добывать индиго из так называемых индигоносных растений, в первую очередь, из индигоферы красильной. На территории Российской империи ее можно было встретить в Крыму и Средней Азии. Кроме индигоферы, в России было еще несколько видов индигоносных или похожих на них растений. Например, горец красильный, произраставший на Украине и Кавказе, и вайда.

Тем не менее, с начала XVII и до середины XIX века индиго во всем мире был предметом роскоши, и окрашенные им ткани стоили очень дорого. Почти до самого конца XIX века, когда был изобретен искусственный аналог индиго, Европа испытывала большую потребность в этом красителе. Настолько большую, что Наполеон Бонапарт после объявления Великобританией морской блокады пообещал премию в миллион франков тому из своих подданных, кто сможет отыскать аналог бесценного красителя. Вопрос, насколько индиго был распространен в середине XIX века в России, настоящий ли это был индиго, и почему мы не пытались экспортировать его на Запад, для неспециалиста остается темным. После просмотра выставки, которая называется «Этно Джинс: все оттенки индиго» ясно только одно – сто пятьдесят лет назад в России красителем индиго или его достойной заменой пользовались даже простые крестьяне.

Можно даже предположить, что среднестатистический российский крестьянин, неважно какой национальности, был с головы до ног одет именно в крашенную индиго джинсу. Мужчины носили джинсовые порты, женщины – джинсовые сарафаны, а дети – джинсовые штанишки. Из синей, неравномерно прокрашенной ткани шили платья куклам и оконные занавески. В деревне можно было найти избы, от пола до потолка заполненные джинсовыми занавесками, покрывалами и ковриками. Джинсовой тканью занавешивали детские зыбки. Её использовали даже в качестве половика. Да, что там половики – синюхой выкладывали лапти! И все это выглядело как настоящая джинсовая ткань! То ли это грубая фактура домотканого полотна виновата, то ли способ окраски, но в результате осмотра экспонатов выставки возникает полная иллюзия, что сарафаны и рубашки, созданные в середине позапрошлого века, сшиты из джинсы. А головной убор охотника-нивха из Амурской области, изготовленный в начале ХХ века так просто натуральная бандана!

Можно предположить, насколько облаченный в такую одежду землепашец отличался от представителей других сословий. Надо сказать, что синий цвет был отличительной чертой простого люда не только в России, но и, скажем, в Японии, где людям неблагородного происхождения с начала XVII и до середины XIX века запрещалось использовать в одежде определенные цвета. Результатом стало появление уникальной традиции, в которой ткань окрашивалась в черный, белый или синий цвет и представляла собой настоящую визуальную феерию узоров и оттенков.

В России в крестьянской среде появлялись настоящие произведения искусства. В разных областях Империи, среди разных народностей этническая джинса украшалась самыми разными способами, – покрывалась набойным рисунком, украшалась вышивкой, дополнялась вставками из красного и желтого ситца. Синий сарафан из домотканой одежды, дополненный вышитой рубахой, надевался по праздникам и мог стать даже свадебным платьем. Если судить по одежде, выставленной в Этнографическом, выглядело очень красиво. Настолько красиво, что даже смотрительницы выставки, женщины ко всему привыкшие, наперебой фотографировали сарафаны на камеры мобильных телефонов и спорили, можно ли купить тонкую джинсовку, чтобы пошить себе нечто подобное. Их легко понять – автор и сама не отказалась бы от таких вещичек! Не случайно «Этно Джинс» создавалась как часть проекта «Антропология вещи» и предварялась фотосессией, во время которой сотрудники музея демонстрировали этническую джинсу вкупе с современными моделями от Chanel, Louis Vuitton, Herme`s.

Самое смешное, что в середине XIX века девушка, носившая по праздникам одежду из домотканой синей материи, считалась бедной, если не нищей. О богатых женихах такая девушка и мечтать не смела. Во всяком случае, так утверждают специалисты. В результате обнаруживается странная вещь – сарафаны, платки, мужские рубахи, носимые в середине позапрошлого века представителями беднейших слоев населения, в веке нынешнем могут надевать люди вполне преуспевающие. И дело здесь не в том, что современные дизайнеры бессовестно черпают мотивы в народном творчестве. Скорей, в том, что к середине ХХ века, когда джинсы начали победное шествие по миру, наши представления о том, как должен выглядеть благополучный человек, полностью изменились. Сегодня, преуспевающий человек, как простой крестьянин, спокойно может носить порты из плотной, неравномерно окрашенной ткани, то есть джинсы. Правда, лучше всего, чтобы эти порты имели на филейной части этикетку с модным лейблом.

Елена Некрасова,
Фонтанка. ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close