Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город «На скорую реакцию ЮНЕСКО рассчитывать не приходится»

«На скорую реакцию ЮНЕСКО рассчитывать не приходится»

185

Инвесторы проекта «Охта центр» официально обратились в ЮНЕСКО за уточнением официальной позиции этой организации в отношении петербургского мега-проекта. Как в дальнейшем могут развиваться отношения города, «Газпрома» и ЮНЕСКО при реализации амбициозной высотной инициативы? Свой прогноз дает ведущий эксперт Агентства общественных коммуникаций «Грин Роуд» Дмитрий Корнеев.

- Как вы считаете, насколько мнение общественной организации, в данном случае ЮНЕСКО (если таковое мнение действительно будет сформулировано) может скорректировать планы инициаторов проекта «Охта центр»?

- Как-то реагировать на мнение ЮНЕСКО сейчас по определению невозможно, потому что эта организация до сих пор не выразила своей консолидированной позиции. Все, что мы имеем на сегодня, - это частные и не слишком согласованные высказывания различных европейских чиновников, работающих в одном из подразделений ЮНЕСКО. Вообще же мы имеем дело с большой инертной машиной, попадающей под определение евробюрократии. Обороты она набирает медленно, постепенно, но и затормозить ее потом сложно. Думаю, на скорую реакцию рассчитывать не приходится. Что же касается потенциальных возможностей ЮНЕСКО повлиять на проект, то реальных управленческих рычагов у Парижа здесь нет. Можно действовать лишь косвенно, через общественное мнение, своей позицией увеличив численность сторонников или противников проекта. Впрочем, в контексте последних внешнеполитических событий авторитет европейских институтов снижается.

- И все же, существенны ли потенциальные имиджевые риски для Петербурга и России в том случае, если ЮНЕСКО начнет активно противодействовать проекту?

- Безусловно, такие риски существуют. Но это риски бюрократического плана, которые вряд ли окажут влияние на количество туристов или популярность города внутри России. Ну, не включат Петербург в очередные семь чудес света, уже по классификации ЮНЕСКО. Так вроде и раньше не жаловали. В список ключевых достопримечательностей мира, составленных этой уважаемой организацией, от России попала только Красная площадь. Вообще же любое развитие городского пространства неизбежно входит в конфликт с организациями, чья идеология существования - поддержка среды обитания в законсервированном виде.

- То есть вы считаете, что инициаторам проекта не стоит особо обращать внимание на реакцию международных организаций, исходя из того, что проект - внутреннее дело города?

- Вы меня пытаетесь подвести к однозначному, заданному ответу, загнать в лузу. А я этого не хочу. Почему бы не обращать внимание на ЮНЕСКО? Надо обращать. И сторонникам, и противникам проекта в своей полемике надо использовать ЮНЕСКО как один из инструментов, перетягивать организацию на свою сторону. Но при этом не стоит преувеличивать ее влияние на реальную позицию населения. Большинство граждан, я уверен, вообще имеет довольно смутные представления о специфике деятельности ЮНЕСКО. Ставят, скажем, в один ряд с Гринпис - одни защищают памятники, другие - зверят. И, во-вторых, следует учитывать, что по своему определению, по сути своего существования, ЮНЕСКО, скорее, выступит против проекта. Потому что эта организация изначально ориентирована на консервацию, на торможение, на сохранение, а не на развитие, динамику. Но развитие часто идет через преодоление прежних форм. И здесь у каждого своя правда.

- Существенной новостью на днях стало принятие правительством города новой схемы финансирования проекта, при которой Петербург берет на себя меньшую часть расходов на строительство. В данном случае «стакан либо наполовину полон, либо наполовину пуст». Сторонники проекта утверждают, что город в существенном выигрыше. Противники уверены, что крупный инвестор должен заплатить еще за право строить в Питере. Ваше мнение?

- Но, я так понимаю, инвестор и платит - своими инвестициями. Ведь не бесплатно же он получил землю и право на строительство. В целом же новая схема финансирования является отражением новой корпоративной структуры проекта, и это - большая победа Валентины Матвиенко. Кстати, почти не отмеченная в Петербурге. Фактически, Матвиенко оседлала «Газпром» - убедила его оплачивать более 50% стоимости строительства живыми деньгами, а не сложным и непрозрачным возвратом части налоговых поступлений, которые теперь целиком остаются в бюджете. Коротко говоря, если общая стоимость проекта оценивается в 60 миллиардов рублей, то благодаря новой схеме город сэкономил для себя чуть меньше половины этой суммы. Но я опасаюсь, что вся эта калькуляция страшно далека от народа.

- Так ведь и все споры вокруг проекта, похоже, не беспокоит большинство обывателей…

- Общественный интерес к проекту, конечно, был, но уже угас. Люди запутались в аргументах и заметно устали. Длительные дискуссии - это привилегия интеллигенции, которая, собственно, имеет на это время.

Герман Виноградов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях