Пятый элемент «Пулково-1»

Итоги конкурса, который должен определить внешний вид и функциональность «воздушных ворот» города, подведут уже 8 июня. Проектов нового «Пулково-1» - четыре, и все предлагают революционные решения. Однако, как стало известно «Фонтанке», существует альтернативный вариант, менее грандиозный, но более функциональный.

0
ПоделитьсяПоделиться

Итоги конкурса, который должен определить внешний вид и функциональность «воздушных ворот» города, подведут уже 8 июня. Именно тогда станет известно, каким будет аэропорт «Пулково-1». Проектов – четыре, и все авторы предлагают революционные решения. Однако, как стало известно корреспонденту «Фонтанки», существует альтернативный вариант, менее грандиозный, но более функциональный. Представленные на суд общественности задумки архитекторов вызвали реакцию не только профессионалов, но и обычных горожан.

Планируется, что «Пулково-1» станет международным терминалом. Валентина Матвиенко, побывав на выставке, заявила, что реализовать проект планируется за 5 лет, начнется строительство уже в 2008 году. «Стратегия генерального плана является продолжением исторически заложенной концепции», – говорится в официальном пресс-релизе.

Специалист по проектированию аэровокзальных комплексов, архитектор Светлана Старцева уверена, что вышеупомянутая стратегия генплана – это попытка, как при реконструкции «Пулково-2», «поставить две заплаты на старых штанах». «Здание «Пулково-1» уникально и функционально, именно поэтому в своё время оно получило государственную премию», – рассказала архитектор. Старцева с 2001 по 2006 годы была главным архитектором ФГУП ПИ и НИИ Ленаэропроект, отвечала за эксплуатацию «Пулково-1» с 1998 года – судьба здания ей небезразлична.

Проект американской компании Skidmore Owings & Merrill LLP предлагает строительство «города-аэропорта» как сети бульваров и садов в комплексе с терминалом аэропорта. Само здание предлагается возвести с правой стороны, если стоять к нему лицом, от существующего. «Решение, предложенное американцами, наиболее щадящее для архитектурного облика существующего аэровокзала. Однако возникает проблема реализации при дальнейшем проектировании», – говорит Старцева. По ее мнению, технологически связать старый аэровокзал и новый объём не удастся – в настоящий момент между ними 40 метров служебных помещений, в стенах которых спрятан каркас сооружения из металлических колонн, связанных диагонально. «При реконструкции в 2003 году, вырезав из каркаса две связи, удалось выполнить переход шириной всего 3 метра. Для движения пассажиропотока из одного терминала в другой этого явно недостаточно», – объяснила архитектор.

Немцы из GMP International GmbH предлагают похожее с американским объёмно-пространственное решение аэровокзала с той разницей, что новые терминалы пристраиваются с двух сторон. По словам Старцевой, от этого проблема с конструктивными связями только удвоится, то есть существующее здание придётся разбирать уже с двух сторон.

ПоделитьсяПоделиться

Английская компания Grimshaw & Partners Ltd планирует пристроить терминал справа от ныне стоящего комплекса, но при этом имеет более ярко выраженную современную конструкцию. При этом старое сооружение, по мнению специалиста, полностью потеряет свою архитектурную значимость, которая немаловажна для международного терминала. «Многолетний бренд «Пулково», например, световые купола, отходят на второй план, поэтому комплекс теряет свою индивидуальность», – объяснила специалист.

Напомним, что пять световых куполов, вмонтированных в крышу аэропорта, когда-то считались уникальным проектом. В 1971 году автором «Пулково-1» был архитектор Александр Жук. Уникальность световых куполов заключается в том, что опоры фонарей сужаются книзу, а сама конструкция выполняет функции и освещения, и вентиляции помещения.

Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнёры» полностью меняют облик аэропорта, не только пристроив с торцов новые объёмы, но и накрыв их сверху плавной волной общей кровли. По мнению специалиста по проектированию аэровокзальных комплексов, это – самое расточительное решение. Верхняя отметка здания поднимается до 51 метра (при высоте упомянутых фонарей в 22 метра), а залы, соответственно, будут высотой в 20 метров. По ее мнению, огромные, несоразмерные помещения увеличивают стресс, который перед полётом и так велик. Так же должны значительно увеличиться расходы на отопление таких объёмов.

Как стало известно, кроме проектов, участвующих в конкурсе, существует ещё как минимум один – альтернативный. Причём разработан он… студентом Государственного архитектурно-строительного университета Ильёй Юсуповым в качестве дипломного проекта. По мнению Старцевой, этот вариант отличается своей рациональностью, функциональностью и экономичностью.

ПоделитьсяПоделиться
ПоделитьсяПоделиться

Проект предлагает строительство терминалов за зданием «Пулково-1» между взлётно-посадочными полосами. Он имеет гибкую структуру отдельных блоков. Возводиться они могут в несколько очередей, что не вызовет осложнений для пассажиров и работников аэропорта. Комплекс расположен в глубине территории «Пулково-1» и занимает центральное положение между двумя параллельными взлетно-посадочными полосами, примыкая к основным магистралям движения самолетов. Разработана и новая схема подъезда к терминалу – со стороны проспекта Народного ополчения. (О транспортной составляющей, к слову, ни в одном из конкурсных макетов не говорится). Также студенческий проект предусматривает и возможность вносить коррективы – технологии аэровокзальных комплексов слишком быстро меняются.

ПоделитьсяПоделиться

Суммы затрат на новый аэровокзал, названные участниками конкурса, по мнению Старцевой, «берутся с потолка». Архитектор называет эти подсчеты грубыми: «Перемножают кубометры на стоимость и получают все озвученные цены. На практике, даже после составления сметы стоимость может возрасти в 2 раза, что часто и происходит».

Валентина Матвиенко считает, что конкурсная комиссия в первую очередь должна выбирать наиболее технологичный проект. И только потом думать об архитектурной ценности и экономической составляющей. Светлана Старцева пояснила, что как раз технологии и потребуют самого большого количества капиталовложений. «Строительство самого здания – ничто по сравнению с современными технологиями. Например, поставить один таможенный пропускной пост стоит в лучшем случае 100 тысяч долларов. Хотя, если вспомнить модернизированный московский аэропорт «Домодедово», то там эти пункты стоят 300 тысяч долларов, – зато вероятность проникновения на борт террориста или какой-либо контрабанды снижается до минимума», – рассказала архитектор.

Населению города было предложено поучаствовать в выборе здания нового международного терминала. Те, кто в период с 1 по 6 июня смог попасть на выставку в зал инвестиционных проектов, оставил свои комментарии в книге отзывов. Полистав её, можно понять, что среди записей большинство предпочтений отдано проекту отечественной компании. Немного реже в книге встречаются восторженные отзывы о проекте британцев. Та же картина происходит и на сайте конкурса – большинство одобряет проект агентства «Земцов, Кондиайн и партнёры», меньше голосов у Grimshaw. Однако количество голосов и там, и там не так велико – если верить статистике, на момент написания статьи, всего около 1500 горожан приняли участие в голосовании. Их реакция не может считаться репрезентативной. Какой из проектов станет новым лицом аэропорта, в любом случае, решает компетентное жюри. «Окончательное решение будет вынесено только после консультации со специалистами», – заявила Валентина Матвиенко.

ПоделитьсяПоделиться

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...