Одним из самых масштабных и грандиозных невоплощенных проектов великого архитектора Франческо-Бартоломео Растрелли является 140-метровая ажурная колокольня, которая должна была стать главным украшением Смольного монастыря. Будь эта гигантская колокольня-мечта выстроена, сегодня Петербург украшало бы одно из самых вдохновенных произведений барокко, а впечатление титанического рывка в небо было бы доведено до предела мыслимого…
Великий зодчий умел угождать вкусам императрицы Елизаветы, но при проектировании Смольного собора он превзошел самого себя. Получив возможность создать архитектурный ансамбль на свободном широком пространстве, Растрелли сумел вписать монастырские постройки в пространственную ситуацию Петербурга.
Именной Указ «Об устроении в Санкт-Петербурге Девичьего монастыря в том месте, где находится дворец Ея Императорского величества, называемый «Смольный» был подписан 29 октября 1748 года. Закладка состоялась через год. К тому времени первоначальный проект был несколько изменен по желанию Елизаветы, которая хотела, чтобы собор соответствовал православным канонам и непременно был пятиглавым. Она же распорядилась о строительстве колокольни по образцу московского Ивана Великого.
Созданная в XVI веке колокольня Ивана Великого являла собой невиданное по тем временам сооружение. Этот восьмидесятиметровый столп служил архитектурным символом и был призван свидетельствовать о мощи Москвы и русского народа. С переносом столицы в Петербург роль такого символа стал играть шпиль Петропавловского собора.
Растрелли проектирует свою колокольню по образцу Ивана Великого, но идея триумфального столпа получает у него иное выражение - давняя традиция облекается в новые формы. И дело даже не в том, что 140-метровое сооружение почти в два раза превышает колокольню, созданную Бон-Фрязиным. В отличие от колокольни Ивана Великого, архитектурная выразительность которой сосредоточена только в высоте, многоярусная ажурная колокольня Растрелли была насыщена пластикой. Будучи поставленной в излучине Невы и по касательной направленной в сторону Петропавловского собора, она бы органично связывалась с высотной доминантой Петербурга и хорошо просматривалась со всех районов города. Нижний ярус колокольни должен был служить парадным въездом в монастырь, второй – надвратной церковью, а верхние ярусы предназначались для звонниц. По замыслу архитектора, чем выше шел ярус, тем меньше в нем должно было быть колонн, и тем воздушнее должно было смотреться все сооружение в целом.
Проект и смета строительства были утверждены в 1750 году, а в мае 1751-го началось возведение Смольного собора. Благодаря щедрому и регулярному финансированию поначалу она шло с небывалым размахом. Растрелли строил храм, какого еще не было в России. На забивке свай здесь ежедневно трудились около двух тысяч солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов. Уже в 1752 году был заложен гранитный фундамент для будущей колокольни. Ее сооружение велось вплоть до начала Семилетней войны, которая вынужденно внесла коррективы в строительство.
Отныне поток выделяемых денежных средств резко сократился, работы замедлились и велись в основном от случая к случаю. Смольный Собор, отстроенный вчерне в 1757 году, более семидесяти оставался без отделки и был окончательно завершен архитектором Василием Стасовым лишь летом 1835 года. Увы, но к этому времени речь о 140-метровой колокольне уже не шла. Более того, от ее сооружения отказались еще в 1768-м, когда был упразднен сам монастырь, здания которого передали институту благородных девиц. А все потому, что взошедшая на престол Екатерина Вторая, в отличие от своей свекрови, «человеком барокко» не являлась. К тому же возведение колокольни, здание которой было доведено только до первого карниза, требовало огромных средств. Но уже и без того строительство собора влетело казне в копеечку – при первоначальной смете в 1 650 000 рублей было издержано 2 059 379 рублей.
Вот так и случилось, что самый вдохновенный проект Растрелли остался воплощенным только в деревянной модели. Роль архитектурной доминанты взял на себя собор, который в едином порыве устремляется вверх.
Зодчему не суждено было достроить монастырь, как не дано было соорудить колокольню «в 560 английских футов». Но именно к этому своему проекту он относился с особой любовью. «Я не могу достаточно превознести великолепия этого здания», - писал обер-архитектор двора граф Растрелли, составляя список зданий, которые он строил для «их Величеств Всероссийских с 1716 по 1764 годы».
Колокольня могла стать самым красивым и самым высоким сооружением Петербурга. На макете она смотрится великолепно, и не случайно эта неосуществленная колокольня помещена на обложку каталога лучших образцов европейского барокко. Стоит только пожалеть о том, что она так и не вознеслась над городом. По горькой иронии гранитные блоки ее фундамента были использованы Стасовым при сооружении Московских триумфальных ворот.
Полную версию текста читайте в ближайшем номере газеты «МК в Питере»