Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Общество День Победы "У Победы – две Катюши" (фото)

"У Победы – две Катюши" (фото)

363

На сцене петербургского театра Музкомедии 10 мая состоялся концерт с таким названием. Почему Катюш две? Ну как же: одна – знаменитое оружие, другая – медсестра, радистка, однополчанка, или та самая девушка простая, про которую сложена песня, словом, собирательный образ. И обе Катюши – настоящие боевые подруги.

«У Победы – две Катюши» – это название акции, которая три года проходила по всей стране и в год 60-летнего юбилея Великой Победы завершилась в Петербурге. На сцене театра Музыкальной комедии 10 мая состоялся одноименный концерт, посвященный выступлениям знаменитых фронтовых бригад. Почему Катюш две? Ну как же: одна – знаменитое оружие, другая – медсестра, радистка, однополчанка, или та самая девушка простая, про которую сложена песня, словом, собирательный образ. И обе Катюши – настоящие боевые подруги.

Особенностей у этого концерта было много. На него не продавали билеты, а специально приглашали ветеранов сцены. В нем принимали участие такие артисты, при одном упоминании имен которых мне хочется встать: народные артисты СССР Николай Трофимов и Лев Дуров; народные артисты России Зинаида Шарко, Валентина Талызина, Татьяна Пилецкая, Лариса Малеванная, Зоя Виноградова, Виталий Копылов, Иван Краско, Владимир Татосов; заслуженные артисты России Валентина Панина, Виктор Костецкий, Виктор Кривонос, Юрий Лазарев. Также в концерте участвовали лауреат Госпремии России Наталья Панина, молодая актриса театра и кино Манана Гогитидзе, оркестр театра Музыкальной комедии, студенты Академии театрального искусства и ансамбль «Радуга» Колледжа культуры и искусства. А после концерта был фуршет для гостей и артистов и тосты «За нашу Победу».

Ветераны собирались стайками на площади Искусств и толпились у главного входа театра Музкомедии. Почти все пришли заранее и терпеливо ждали. Они заметно волновались, подолгу прихорашивались у зеркала и медленно, по одной ступеньке, поднимались наверх, в зал. Их смущали телекамеры и сосредоточенные фотокорреспонденты. На лестнице их встречали курсанты, стоявшие почетным караулом. Курсанты поздравляли всех с праздником и желали здоровья. Один – худенький румяный мальчик – даже специально сосчитал: он лично поздравил 180 человек.

– Приглашения, пожалуйста, показывайте! – просят билетеры.

Приглашения есть не у всех.

– Деточка, что мне делать: у меня этот билет у дочки остался, я к ней так и не успела доехать, а сегодня не смогла, у меня давление поднялось. Можно мне так пройти?
Бабушке разрешают. Вскоре уже пускают всех подряд без приглашений, потому что забыли или потеряли многие, а огорчать никого нельзя. Это очень важный праздник.

За кулисами перед началом концерта весело. Татосов, Дуров и компания собрались у пианино и распеваются – вместе с гримерами и костюмерами. Запевают про Катюшу. Трофимов скромно сидит за столиком и пьет чай. Студенты бегают туда-сюда, фотографируются с народными артистами камерами, встроенными в мобильные телефоны, и нервничают. На сцене идет генеральная репетиция.

Режиссер Виктор Минков, похоже, волнуется больше всех. Если кто-нибудь что-нибудь путает или не выходит на сцену по первому зову, он волнуется еще больше. Курсантов, некстати приведенных кем-то в зал, он гонит прочь:

– Ну, кто здесь ходит? Можно убрать их? Вы что, с ума сошли, не видите – мы репетируем?

Ассистент (страшным шепотом):

– Уходите!..

Курсанты по команде «Кру-гом!» разворачиваются и послушно уходят строем по одному.

Фотограф снимает все подряд. Ассистент режиссера мечется со сценарием в руках. Администраторы раскладывают на кресла программки.

На сцене Талызина вдруг наотрез отказывается читать «С любимыми не расставайтесь»: говорит, эти стихи ей до смерти надоели. Предлагает что-то другое. Они жарко спорят с Минковым, и никто, похоже, не готов уступить.

– Все равно не буду читать, – отрезает Талызина, в сердцах машет рукой и уходит со сцены. Потом бродит по центральному проходу, повторяет: «Надоели!», шепчется со звукооператором, наконец, снова садится в зале рядом с Татосовым и наблюдает за репетицией с чашкой кофе в руках. Хмурится. Стихи она, кстати, потом все-таки прочла.

В зале кричат, что репетиция окончена, мол, готовим сцену. Это означает: микрофоны на шнурах поднять, экран свернуть, сцену помыть.

За кулисами все стихает. Трофимов, Шарко и Талызина стоят в боковой кулисе и задумчиво следят за последними приготовлениями.

– Ну что ж, пойдемте в гримуборную (именно так все настоящие артисты называют гримерку), – обращается к ним Дуров. – Наверное, нас позовут?..

Зал уже полон. Ветераны шуршат программками и листают буклет с обращением губернатора, изданный Правительством города.

Председатель комитета по культуре Николай Буров поздравляет собравшихся: «Низкий поклон и огромная благодарность всем, кто воевал...» Девушки на сцене читают письма с фронта. Иван Краско говорит: «Я был блокадник, мальчишка...» Зинаида Шарко и Лариса Малеванная читают стихи Ольги Берггольц. Татьяна Пилецкая рассказывает об эвакуации родного хореографического училища и объясняет, что значило для всех понятие «ленинградские дети». Зоя Виноградова и Виталий Копылов танцуют и поют. Они говорят, что за годы войны на спектакли театра Музыкальной комедии в эвакуации пришли 1 300 000 зрителей.

У входа дежурит карета скорой помощи. На задних рядах сидит бригада врачей, смотрит на сцену, подпевает и украдкой утирает слезы.

В оркестре музыканты внимательно слушают, потом не выдерживают, вскакивают, вытягивают шеи, стараясь разглядеть из своей оркестровой ямы любимых артистов, и хлопают, и стучат смычками по своей музыкальной традиции. Дирижер тоже неотрывно смотрит на сцену, переживает, шепчет, кланяется.

В ложе никем не замеченный Николай Трофимов смотрит почти весь концерт. На сцену он выходит с трудом, немного путает слова, сбивается, повторяется, иногда почти не слышно его, но ничего этого почти не замечаешь: так интересно он рассказывает про свою «окопную болезнь» и про печку, из которой он не хотел вылезать.

Во время выступления Льва Дурова, который бежал на фронт трижды, журналисты забывают про свои блокноты, диктофоны и камеры и сидят, раскрыв рты. Дуров дежурил во время налетов на крыше, потом работал в госпитале: держал ноги и руки раненых во время ампутации.

– Представьте себе, как ногу пилят двуручной пилой, и эта отпиленная нога потом становится тяжелее раз в десять! Я не знаю, почему...

Но и о смешном Дуров тоже рассказывает. Мол, родился в Лефортово, частушки матерные с раннего детства пел. И так весело у него получается, до того увлекательно, забавно и живо, и совершенно не пошло, что фотографы до слез смеются, уронив камеры на колени, а ветераны кричат из зала: «Просим, просим!», и Дурова долго не отпускают со сцены. Ему даже приходится обращаться к режиссеру в кулисы:

– Можно, я еще две минутки тут постою?

Владимир Татосов в 1942 году был курсантом спецшколы ВВС на Урале. Патрулировал улицы Свердловска и случайно попал на концерт своего кумира Марка Бернеса, с которым потом дружил всю жизнь. Он напевает: «Там, где пехота не пройдет...» - и вот уже весь зал вдохновенно подхватывает про то, как «летит стальная эскадрилья».

Валентина Талызина первым делом извиняется за свой простуженный севший голос:

– Простите меня, дорогие. Я 8 и 9 мая читала стихи у Храма Христа-Спасителя, и сегодня утром в поезде совсем не могла говорить, и поняла, что – ужас...

– Ничего! – ободряюще кричат ей из зала и аплодируют. И Талызина читает стихи и письма.

– Спасибо! – кричат ей из зала и снова аплодируют. Она кланяется, вдруг роняет браслет, смущается, подбирает его и растерянно улыбается залу.

Юрий Лазарев в сопровождении оркестра поет «Последний бой». Зал подпевает.

Юная Манана Гогитидзе с двумя трогательными косичками нежно поет «Катюшу». Зал подпевает.

– Сразу видно, что хороший человечек, светлый, – шепчутся рядом со мной.
Мальчишки-танцоры в алых рубахах с ложками, изображающие веселье у стен взятого Рейхстага, были до того искренни, что подняли на ноги оркестр и сорвали овации.

И вот звучит голос Левитана: подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Во время концерта на больших экранах показывают фотографии и кадры кинохроники. В целом все выглядит модно, современно, многопланово и очень актуально: сцена, оркестр, фонограмма, видео, фото, кино, свет. Действие похоже на концерт, на творческий вечер и на спектакль одновременно. Именно так, правда, без современных достижений науки и техники, и выступали фронтовые бригады: разнопланово. И от души.

Меня поразило, что многие люди в зале сидели с закрытыми глазами. Нет, они не спали, они слушали: просто им так было удобнее и проще сосредоточиться, погрузиться. Они качают головой и щурятся. Они теребят платочки и держатся за руки. Они плачут.

В финале на сцену вышли все – и народные, и заслуженные, и будущие артисты, и танцоры, и ведущие – чтобы вместе спеть «День Победы».

Сзади робко просят:

– Наклонитесь немножечко, пожалуйста!

Мы с соседкой наклоняемся в разные стороны, чтобы дать человеку возможность сделать снимок.

– Спасибо. Извините за беспокойство.

Зал стоит и поет. Артисты на сцене поют. Оркестр поет. Дирижер поет. Билетеры поют. Бригада скорой поет. И все хлопают.

А потом гостей пригласили на фуршет к празднично накрытым столам. Организаторы и артисты сами ничего не ели и не пили. Они только выходили в фойе, смотрели на ветеранов и радовались тому, что радуются они.

Это был хороший, светлый и очень правильный концерт-праздник. Побольше бы таких. Пока мы еще помним. Пока еще живы те, кто может нам рассказать. Пока есть кому праздновать этот День Победы.

Мария Кингисепп,
Фонтанка.ру
Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях