Около двух месяцев Комитет по культуре администрации Петербурга жил без председателя. Последнего сначала долго выбирали (процесс тормозился), потом Комитет по культуре чуть не объединили по федеральному образцу с Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ... Но наконец-то был выбран самый достойный. Понимая всю сложность ситуации, сложившейся в комитете в последнее время, право выбора губернатор Петербурга Валентина Матвиенко предоставила самой творческой интеллигенции города. Люди высказались практически единогласно: «Буров, и никто другой».
Корреспондент газеты «Ваш Тайный советник» побеседовал с Николаем Буровым о его новом назначении.
- Николай Витальевич, ваше назначение на пост председателя Комитета по культуре затянулось более чем на полмесяца. Скажите, что вы чувствовали все это время?
- Если бы мне нечего было делать, то, наверное, тяжело переживал бы. Или если бы я был мальчиком с биржи труда, которому надо куда-то устроиться работать, тоже, наверное, было бы тяжело. А я продолжал работать в том же ритме, к которому привык. А ритм этот... Меня кто-то хотел испугать, сказав, что в комитете мне придется работать по 12 часов в сутки. Я говорю: «Хороший режим, просто дом отдыха какой-то, я-то привык работать 16 часов в сутки».
- Сегодня у Комитета по культуре много проблем. На что в первую очередь вы собираетесь опираться, решая их?
- Действительно, у культуры города проблем достаточно. Но, надеюсь, нет смертельных проблем, которые бы угрожали той или иной отрасли. Есть обычные хозяйственные дела, и их много. В некоторых, возможно, я понимаю меньше, чем надо бы, но я не боюсь учиться, люблю учиться и уважаю это качество в других. Я вообще человек любопытный, мне с детства все интересно, и так до сих пор.
В самое ближайшее время я хотел бы встретиться со своими предшественниками и задать несколько вопросов: что помешало им сделать то, что они хотели; что они считают самым лучшим и весомым из сделанного? Этими рекомендациями я буду, безусловно, пользоваться. Но это не значит, что я буду делать буквально все то, что они посоветовали, но взвесить и оценить эту информацию полезно.
Также я хотел бы опереться на советы тех людей, которые шли со мной на конкурс. Это - уважаемые в культуре города люди, которые имеют свое видение развития комитета, имеют свои программы. Может быть, в этих программах есть что-то, чего я еще не успел увидеть. Если эти идеи окажутся, на мой взгляд, интересными, то я обязательно попытаюсь это использовать (естественно, с разрешения авторов).
Я не собираюсь вызывать руководителей крупных учреждений культуры для знакомства с собой. Намерен сам сесть в машину и поехать знакомиться, представляться. Моя профессия предполагает прямой выход на аудиторию, прямой контакт с ней. Это касается и руководителей культурной отрасли.
- Будете ли вы приводить свою команду или же станете строить работу комитета на уже имеющихся специалистах?
- Я всегда старался трепетно и нежно относиться к понятию «человек», его особенностям, нуждам, мировоззрению. Поэтому вначале я очень внимательно пригляжусь к тем, кто уже сидит на местах. Многие специалисты по культуре работают в комитете не первый год и не при первом председателе. Это председатели приходят и уходят, а люди остаются, что очень ценно. Подобное происходит не только в комитете, но и во всех учреждениях культуры - театрах, музеях, библиотеках. Поэтому взять и привести какую-то свою команду только для того, чтобы уволить тех, кто работал раньше, мне кажется неверным. Надо вначале посмотреть на то, что есть, а потом уже думать о каких-то ремонтах, заменах. Это дело не первой недели и даже не первого месяца. Если нет горящей ситуации (ситуация может быть горящей, и тогда да, безусловно, надо действовать немедленно), надо очень бережно относиться к судьбам людей. Я всегда стараюсь этому правилу следовать.
Но в то же время я бы очень хотел, чтобы у меня получилось создать из работников комитета команду. В наших условиях без команды делать абсолютно нечего. Я не владею некоторыми вопросами. И по этим направлениям мне необходимы не только люди высокой квалификации, но и соратники, на которых можно было бы полностью положиться, которым можно было бы полностью довериться.
- В последнее время комитет стал чуть ли не самым скандальным в городе. Собираетесь ли вы менять этот имидж?
- На мой взгляд, Комитет по культуре не должен быть какой-то контролирующей, раздающей и оттого особо - в кавычках - ценной, почитаемой и уважаемой организацией. Нет. Комитет должен быть деловой, мобильной, четкой в своих решениях и своих движениях организацией, способной по-настоящему помочь творцам, чем бы те ни занимались. Чиновник должен служить тому, кто творит, но никогда не наоборот, иначе творец перестает быть творцом, а чиновник превращается в некую закостенелую массу, которая топит весь творческий процесс.
Я буду стремиться к тому, чтобы облик комитета менялся. Я ненавижу очереди. И если увижу, что сохраняется очередь уважаемых руководителей учреждений культуры на прием к некоему клерку, я буду считать, что клерк не справляется со своей работой, организацией своего режима, ленится выйти в дождь на улицу и съездить в организацию.
По этому пути я обязательно пойду, потому что такие привычки надо менять. Это - самое трудное, потому что находится на грани вмешательства во внутренние дела человека, его распорядок, но я постараюсь это делать. Если мы сознательно идем на это место служить, то слово «служить» имеет совершенно четкую трактовку: слу-жить, а не начальствовать или командовать. Это иные функции, уместные в другом месте. Комитет же по культуре должен быть соратником, союзником, проводником. Он должен создать тот мост между творцом и властью, который имел бы двустороннее движение и очень четко определил обязанности обеих сторон и наш общий долг перед народом.
- Возвращаясь к проблемам комитета... Какими из них вы будете заниматься в первую очередь? Есть учреждения, где ситуация очень «горячая», - музей-заповедник «Ораниенбаум», например, с судьбой зоопарка не все понятно...
- Соглашаясь на должность председателя комитета, я знал, что передо мной встанет очень много самых разных проблем: ежедневных (новых, входящих), будущих, только предполагаемых, но очень больших (кстати, именно из-за грядущих проблем я и решился на этот шаг).
Что касается «Ораниенбаума» и зоопарка, это проблемы, которые не могут разрешиться уже много лет. Темы эти настолько «горячие», что стали уже несвежими. Посвежее - ораниенбаумская, хотя это тоже очень застарелая проблема. Я очень люблю ораниенбаумский парк, дворцы. Я хочу, прежде всего, сесть в машину, поехать туда, к Конотовскому, поговорить с ним, спросить: что он успел сделать за то время, что является директором заповедника? Я попрошу встречи и у Знаменова (директора музея-заповедника «Петергоф») и узнаю его мнение о происходящем в «Ораниенбауме». Да, это - проблема...
Что касается зоопарка... Я слышал самые противоречивые мнения: одни кричат, что мы с детства привыкли ходить именно в это место и пускай вольеры будут такими драными, а звери несчастными, другие кричат, что нельзя так безжалостно относиться к животным и надо строить новый зоопарк. В этой проблеме тоже нужно разбираться. И даже в связи с приходом нового лица на место председателя Комитета по культуре за неделю-две и даже за месяц ничего не изменится. Нужно выстроить очень четкую финансовую систему, продумать инвестиционные ходы, которые могут решить эту проблему. Я знаю одно: я очень люблю животных.
Как-то меня один журналист взял и переиначил. В беседе я сказал, что больное животное надо везти к ветеринару, а он мои слова истолковал так, что я якобы призываю везти зверя на живодерню и усыплять. Это глупость полная. Надо нежно относиться к животным - братьям нашим меньшим, но надо с достоинством и нежностью относиться к тем, кто находится по другую сторону клетки. Клетка имеет две стороны, и обе имеют определенные права. Посетители же имеют право видеть ухоженное, чистое, веселое и свободное животное, а зверь имеет право быть ухоженным, сытым и довольным в своем пространстве.
Я бы хотел понять - что есть учреждение «Ленинградский зоопарк»? Думаю, мне надо прийти туда уже не как посетителю, а скорее, как человеку, с которым сотрудники зоопарка поделятся какими-то своими сокровенными мыслями, проблемами, идеями.
В общем, надо сесть и очень внимательно читать этот бесконечный, увлекательный, приключенческий роман, который называется «Ленинградский зоопарк».
- Николай Витальевич, у вас как у артиста множество почитателей. Переход на должность председателя комитета неизбежно приведет к тому, что на актерскую деятельность у вас останется (если останется) совсем немного времени. Планируете ли вы каким-то образом продолжать заниматься творчеством?
- Из своего репертуара я должен сохранить хотя бы один спектакль. Для того чтобы помнить, что я все-таки родом из этой профессии, хочу сохранить «Пигмалиона» и свою роль доктора Хиггинса. Надо поддерживать форму, чтобы никто не мог упрекнуть меня в том, что я только «белый воротничок». Обязательно буду выходить на сцену (я имею на это право, поскольку при работе на государственной службе позволяется заниматься преподавательской и иной творческой деятельностью). Конечно, я не смогу отдавать творчеству много времени, буду играть только в одном спектакле, а дальше посмотрим.
Вообще, к тому, что со мной сейчас происходит, я отношусь как к некоей творческой командировке. Сколько она продлится, будет видно. Но то, что у меня остается профессия (я имею в виду не место работы, а именно профессию: умение, владение и так далее), это безусловно, потому что предыдущие 30 лет работы на сцене что-нибудь да значат.
Да, я не буду какое-то время сниматься в кино, читать на радио, делать другие аудиопроекты, которых у меня множество, да, на это времени не будет. И я никогда не позволю себе в ущерб тому делу, на которое решился, заниматься своими пусть и творческими, но частными делами. А так фильмы будут идти, старые записи на радио будут транслироваться, и раза два-три в месяц я буду выходить на сцену в спектакле «Пигмалион».
- А как вы относитесь к реформам в России вообще?
- В последнее время у нас как ни реформа, так какие-то проблемы. Вот то, что произошло сейчас с монетизацией льгот... Сама по себе затея благая и, в общем, разумная, но обернулась, во-первых, стихийным протестом, а во-вторых, действительно какими-то страданиями людей. А человек не должен страдать. Жизнь и так очень коротка, и надо стремиться к тому, чтобы за это время у людей было больше возможностей проявить себя и больше получить. Не денег, нет, а всего того, что составляет смысл и ценность жизнь. А если новые реформы, уже в области бюджетных организаций культуры, будут выпущены так же, как из бутылки джинн, будет страшно.
Несмотря на все сложности, которые нас ждут в этом году и особенно в 2006 году, я очень надеюсь на понимание правительства города. Я надеюсь на то, что город предпримет все возможные способы поддержать культуру для того, чтобы смягчить удар, а может быть, и сделать его незаметным.
Кто-то из журналистов задал мне вопрос: «Я слышал, что вы сторонник полной отмены поддержки театров...» Я спросил человека: «Вы меня когда-нибудь видели на фотографии или еще как-нибудь?» - «Да». Говорю: «Я произвожу впечатление дауна или идиота?» - «Нет». - «А зачем вы тогда такие вопросы задаете? Человек, всю жизнь проработавший в этой сфере, понимает, что любое учреждение культуры практически не может быть самофинансируемым. Это по своей природе явление дотационное». Наверное, нужно сойти с ума, чтобы проповедовать такие вещи. Я в том числе для того и пошел в комитет, чтобы попытаться смягчить этот удар, насколько будет можно. На сцене я был убедительным. Если у меня это получится и при защите бюджета культуры, тогда смогу сделать то, к чему стремлюсь.
Беседовал Олег Булух,
Полный текст интервью можно будет прочитать в новом номере газеты «Ваш Тайный советник», который появится в продаже в понедельник.