Смольный заказал установку в парадных видеодомофонов нового поколения. С прямым выходом в Сеть они будут 24 часа следить за всеми перемещениями жильцов.
Контракт с СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр» на 548,4 млн рублей получила компания «ЭР-Телеком», предложив цену на 2,8 млн рублей меньше, чем у конкурента. Теперь она обязана за свой счет установить 8,5 тысяч устройств. Договор рассчитан на 3 года, но может быть пролонгирован. В ходе тендера фирма с пермскими корнями обошла «Ростелеком», но игроки рынка прогнозируют, что выполнить обязательства будет сложнее, чем выиграть конкурс.
Устанавливать в Петербурге будут IP-домофоны BEWARD DKS, с базовой стоимостью в рознице 37,5 тысяч рублей. С учетом оптовых расценок затраты компании на установку домофонов составят меньше 300 млн рублей, и таким образом маржа «ЭР-Телекома» даже в худшем случае превысит 200 млн рублей.
Адреса, как говорят в Смольном, выбирали, «исходя из текущей криминогенной обстановки на территории города» по обращениям районных администраций. Внешне похожие на домофоны устройства должны появиться в Московском, Петроградском, Колпинском, Калининском, Адмиралтейском, Выборгском, Приморском и Невском районах.
Всего по 1875 адресам установят 8532 устройства. В перечне как новые, так и старые дома. В дальнейшем планируется только увеличивать их количество. Проект крупнейший в своем роде – до 2018 года ничего подобного в Петербурге, как утверждают чиновники, не создавалось.
Проследит и дверь откроет
Устройства смогут записывать и транслировать видеоизображение в любое время суток, даже при полном отсутствии освещения, переадресовывать вызовы с домофона на мобильные устройства, оповещать владельца квартиры о звонках при помощи СМС, отвечать на звонки (функция автоответчик) и даже открывать дверь, распознавая лицо жителя.
Несмотря на то, что внешне устройства будут выглядеть как видеодомофоны, начальник управления инфраструктурных технологий и развития интеграционных систем комитета по информатизации и связи Андрей Кашин предпочитает называть их средствами мониторинга, основная функция которых не открывать двери, а передавать информацию в городскую систему видеонаблюдения. Кроме того, они обеспечат беспроводный доступ в Интернет по технологии Wi-Fi на дворовой территории и смогут воспроизводить аудиосигналы и речевую информацию для информирования жителей.
Пользователи Wi-Fi сети домофона смогут связываться с городскими оперативными службами и подключаться к Интернету на скорости не менее 1 Мбит/с. Также «видеодомофоны» способны подсчитывать количество людей в зоне видимости, анализировать и прогнозировать количество авторизованных пользователей, определять направления движений людей и фиксировать перемещение объектов. Всё это может быть использовано полицией.
Архив «домофонов» будет предоставляться правоохранительным органам и органам прокуратуры по официальным запросам. Жители, как обещают в Смольном, тоже смогут подключиться к просмотру трансляции с видеокамер в режиме реального времени, но на каких условиях — решит оператор. Госконтракт эти взаимоотношения не регулирует.
Уговорить стать клиентами
Как признают в Смольном, победа в тендере не дает «ЭР-Телекому» безусловного права на установку своих устройств в многоквартирных домах. По правилам оказания услуг связи сначала ему придется согласовывать свои действия с собственниками жилья. Источник в компании рассказал «Фонтанке», что все будет происходить методом поквартирного обхода и убеждения жителей, как это сейчас делается с подключением домов к Интернету и кабельному ТВ.
Очевидно, что главным аргументом оператора станет формулировка «абсолютно бесплатно». По условиям госконтракта, все мероприятия по установке оператор будет осуществлять за счет собственных средств без участия Смольного и «дополнительных затрат со стороны жителей на установку оборудования и его абонентское обслуживание».
Но здесь компании предстоит столкнуться со старожилами петербургского рынка домофонов – «Цифралом» и «Элтисом». Представитель «Элтиса» рассказал «Фонтанке», что сейчас практически все петербургские парадные уже оборудованы домофонами этих компаний. Что может стать серьезным препятствием для новичка. «Недавно программу модернизации запустил «Цифрал». Мы тоже делаем сейчас модернизацию за свой счет, – рассказал «Фонтанке» представитель «Элтиса». – Жильцы ничего не платят. Но при этом мы заключаем договоры, что люди останутся с нашей компанией еще в течение пяти лет. По коммерческим расчетам такая тактика окупается в течение двух лет».
В договоре прописано, что те затраты, которые «Элтис» потратил на замену оборудования, протяжку кабельных трасс, жильцы должны будут возместить в случае досрочного расторжения. Реальная ли это угроза – неизвестно, но такая строчка в контракте может оказаться для жильцов решающим аргументом, чтобы отказаться от бесплатных умных IP-домофонов от «Дом.Ру».
И даже без этого уговорить жителей более 1800 парадных сменить домофоны будет крайне сложно, считает представитель «Элтиса». «Мы сами пытались брать агентов на подпись новых договоров. Люди просто не открывают двери, выгоняют, вызывают полицию, отбирают удостоверения. Они не хотят разговаривать с посторонними. Считаные единицы готовы открыть дверь. А нужно собрать больше 50% голосов общего собрания жильцов, чтобы расторгнуть контракт и сменить домофон», – рассказывает представитель фирмы.
Еще один вопрос — обслуживание устройств. Антивандальное исполнение, вероятно, даже раззадорит вандалов криминогенных районов. Но одно дело чинить старый аналоговый домофон и совсем другое — современный с камерами и датчиками. Поставщик домофонов BEWARD уже готовит в городе сервисный центр. А увеличить размер абонентской платы «ЭР-Телеком» не имеет права по контракту.
Частично компенсировать затраты «ЭР-Телеком» сможет за счет дополнительных опций. Жильцы при желании смогут доплатить за установку в квартире видеомонитора или за дополнительные брелоки для домофона. Кроме того, оператор получает доступ к базе новых клиентов для продвижения своих основных услуг.
Камеры везде
Как ранее сообщал «Фонтанке» глава комитета по информатизации и связи Денис Чамара, в Смольном надеются довести сеть камер наблюдения у парадных до 10 тысяч точек.
«Сейчас у нас в городе около 20 тысяч камер, интегрированных в систему «Безопасный город». Для сравнения: в Сеуле — 37 тысяч, в Москве — 150 тысяч, но там все уже понимают, что отследить противоправные действия легче прямо от того места, где человек проживает, – отмечал он. – Это эффективный подход. Например, после установки 15 камер в самом криминогенном районе Металлостроя уровень преступности заметно снизился».
При этом игроки рынка считают, что в Смольном излишне укрупнили лот, что ограничило число участников. Если бы лотов было несколько, а участников больше — город мог сэкономить сотни миллионов на установку камер в других районах.
«Крупные телекоммуникационные компании, безусловно, обладают рядом конкурентных преимуществ перед мелкими, – отметил аналитик ГК «Финам» Алексей Корнев. – Это и заметно меньшие издержки, и возможность создавать новый продукт с расширенным функционалом, и более высокий уровень маркетинга. С другой стороны, оснащение IP-домофонией некрупных объектов, частных домов, незначительных по величине жилых комплексов может дать определенные преимущества небольшим компаниям, обладающим лучшей гибкостью в организации более полного или нестандартного спектра услуг для отдельных потребителей».
Генеральный директор оператора связи «Комфортел» Дмитрий Петров и вовсе считает, что конкурс надо было разбивать по муниципалитетам. «Сама идея с бесплатным Интернетом и камерами наблюдения мне очень нравится. Но чем больше конкурс, тем меньше участников. У нас президент заявляет, что надо поддерживать малый бизнес, а чиновники подделывают конкурсы так, что никакой малый бизнес в него не полезет. Если бы такой конкурс на видеодомофоны игрался с целью максимально снизить цену, то разбивали бы лот по муниципалитетам. В каждом доме есть по 5-10 операторов. Все они доставляют сигнал, выиграв по минимальной цене. И это бы обошлось не в полмиллиарда, а в 200 млн».
В «Ростелекоме» на запрос «Фонтанки» не ответили.
Илья Казаков,
«Фонтанка.ру»