Первый подозреваемый в организации терактов в петербургском метро дважды отпущен полицией - и снова задержан. Что мы знаем о человеке, которого ищут и находят «под фонарём»?
Злоключения бородатого мусульманина из видеокадра не закончились после беседы в петербургской полиции. Не помог ему и быстрый отъезд из Северной столицы: в Москве его задержали, отпустили и задержали снова. «Фонтанка» выясняла, насколько обоснованно его подозревали как террориста – и почему до сих пор отпускали.
Напомним, что первый подозреваемый появился у правоохранителей почти сразу после взрыва, унесшего 14 жизней и покалечившего ещё пятьдесят человек в вагоне петербургской подземки днём 3 апреля. Пресса публиковала кадр с камеры на входе в метро: высокий бородач в долгополом пальто и в характерном мусульманском головном уборе прямо-таки просился в «террористы». Лучшей внешности нельзя было придумать. Теракт произошёл во время визита в Петербург президента Путина, и это особенно стимулировало следствие. Этого «подходящего» бородача в пальто и начали искать.
Фото облетело все мыслимые СМИ и соцсети. Первая информация – спустя пару часов он смиренно явился в полицию. По данным "Фонтанки", все-таки его опознали и доставили, но он дал показания о том, что ко взрыву непричастен. Его допросили и отпустили, не взяв даже подписки о невыезде.
«Хотелось бы отметить хорошую работу спецслужб и полиции, – так, судя по цитатам агентства Islamnews, отреагировал на допрос бывший подозреваемый. – Я подробно ответил на все заданные мне в отделении вопросы. Меня поняли и услышали. Полностью согласен с правоохранителями. После этого я вылетел в Москву».
По информации «Фонтанки», утренним рейсом 4 апреля этот человек действительно вылетел из Петербурга, хоть и не совсем в Москву. Конечной точкой его маршрута должен был стать, по некоторым данным, Оренбург. Во Внуково началась посадка на рейс. Но бдительные пассажиры, видимо, не успели прочесть новости о том, что этот бородач больше не разыскивается. Они не пустили несчастного в самолёт. Сотрудники авиакомпании «Россия» вызвали полицию, самолёт досмотрели кинологи – и взрывчатку не нашли, а бородатого мужчину в пальто увезли на новый допрос. Самолёт улетел без него и с 50-минутной задержкой. Подписки о невыезде у бывшего подозреваемого не взяли снова. Теперь он планирует улететь на день позже.
Казалось бы, на этом история о «бородаче-террористе» должна закончиться: человек невиновен, законопослушен и совершенно спокоен. Но пока он путешествовал из Петербурга в Москву, начали выясняться некоторые подробности его биографии. В равной степени они могут или окончательно успокоить правоохранителей на его счёт, или, наоборот, всерьёз насторожить. «Фонтанка» присмотрелась к человеку, который не стал подозреваемым в организации теракта.
Капитан
Люди, которые знают этого человека, называют его Андреем Никитиным. Как пишут о нём информагентство Islamnews и друзья в соцсетях, он – уроженец Башкортостана, вырос в семье мамы-татарки и русского папы. Окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, потом участвовал в контртеррористической операции в Чечне. Источник «Фонтанки» сообщает, что Андрей Никитин не просто участвовал в КТО, а был представлен к государственным наградам.
После возвращения с войны Андрей Никитин принял ислам и взял мусульманское имя, став Ильясом Никитиным. С воинской службы он уволился в звании капитана. «Война на всех по-своему действует», – прокомментировал источник «Фонтанки» это обращение.
«Патриот России» – так Никитина называет Расул Тавдиряков, знакомый, как следует из записи в соцсети, и с самим капитаном в отставке, и с его близкими: «Со мной связались близкие Андрея-Ильяса (мусульманское имя). Ильяс по матери татарин, по отцу русский. Ранее жил в Новом Уренгое… Проходил службу в Чечне в звании капитана. Принял ислам. Патриот России».
По информации Расула Тавдирякова, подтверждённой агентством Islamnews, сейчас Андрей (Ильяс) Никитин работает водителем-дальнобойщиком, «перевозит особо опасные грузы».
Позже этот же источник на своей странице заметит: «Пишут с разных исламофобских СМИ и просят телефон Ильяса (Андрея). Ага, разбежался...., чтобы вы все извратили и написали: "А не зря ведь мусульман тянет на место теракта как магнитом. Где теракт, там мусульмане. Случайность, не думаю". Уже в Белозерье проходили. Так что, шалом алейхим, журналюстры». Заметим в скобках, что сам Расул Тавдиряков – мусульманин профессиональный, в 2016 году он окончил университет Аль-Азхар в Каире, факультет исламских наук.
Метро
После публикации фото Ильяса Никитина как предполагаемого террориста создалось ощущение, что следствие искало подозреваемого «под фонарём»: кто самый «исламистый» на вид – тот и взрывал. На самом деле, у правоохранителей были основания присмотреться к десантнику в отставке.
Данные с камер видеонаблюдения говорят о том, что Никитин вошёл в подземку на «Петроградской», а вышел из того самого поезда на «Сенной». «Фонтанке» удалось поговорить с женщинами, ехавшими в злополучном вагоне и уцелевшими чудом. По их словам, они обратили внимание на странного мужчину в длинном тёмном пальто ещё до взрыва. Причём сначала – из-за его специфической одежды, а потом – из-за странного поведения. Последнее, они, впрочем, осмыслить не успели, только позже рассказывали об этом спецслужбам.
– Этот человек доехал от «Петроградской» до «Сенной», – говорит одна из женщин. – Там он дождался, пока войдут все пассажиры, а потом выскочил. Поезд поехал – и раздался взрыв…
Третий пошёл
Утром в среду, 5 апреля, Андрей (Ильяс) Никитин всё-таки рассчитывал улететь из Москвы в Оренбург. Авиакомпания «Россия» принесла ему извинения и вернула деньги за неиспользованный билет. Но вечером во вторник вылет опять оказался под вопросом: Никитина в третий раз задержала полиция.
Как получилось, что он не остался на ночь в аэропорту, а поехал в город, неизвестно. По словам Расула Тавдирякова, журналисты открыли охоту на несостоявшегося обвиняемого, тот сбежал от них и прыгнул в маршрутку во Внуково. Вышел у метро «Юго-Западной», спустился под землю – и там «питерского террориста» опознал бдительный сержант. По состоянию на вечер вторника, 4 апреля, Ильяс Никитин в третий раз рассказывает полиции о том, почему организатор взрыва в петербургском метро – не он.
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»