01:20 20.06.2018
Борис Вишневский предупредит о возвращении в миры братьев Стругацких
США вышли из Совета по правам человека ООН
МЧС: Петербург ждет ветреная среда
Дзюба о победе над Египтом: Гуляй, Россия! Наслаждайся!
Черчесов: Проблем у сборной России не было, нет и не будет
Милость, гнев и пустота: Эрмитаж показал буддийское искусство
Черчесов о победе над Египтом: Самый счастливый мой день еще впереди
Нас не остановить, как Дзюбу: После победы сборной России волна болельщиков накрыла Невский проспект
Главный тренер сборной Египта: меня устроило то, как мы сыграли с Россией
Смертельное ДТП на КАД: из-за оторванного колеса бетоновоз зажевал «Матиз»
Россия обыграла Египет и впервые почти наверняка вышла в 1/8 чемпионата мира
Авария с маршруткой на Петергофском закончилась гибелью трех человек
Арена «Санкт-Петербург» установила новый рекорд посещаемости во время матча Россия — Египет
Салах отыграл один гол в матче с Россией на ЧМ-2018
Россия забила еще два Египту
Египтяне забили сами себе: Россия выходит вперед в матче против «фараонов»
На Камышовой сгорел пассажирский автобус
Первый тайм матча Россия — Египет завершился вничью
СМИ: Арестован бывший советник Чубайса, один из крупнейших российских инвесторов в Кремниевой долине
Смольный заглянет на дно речки Новая
Фан-зона полная, болельщиков больше не пускают
"Фараоны" vs "матрешки" : день в Петербурге
Полиция Петербурга задержала анархистов за разрешенный митинг против пыток от 20 мая
«Фонтанка» за 60 секунд — 19 июня
Состав сборной России на матч против Египта
Петербуржцам станет проще знакомиться с материалами для публичных слушаний
Петиция против пенсионной реформы набрала больше двух миллионов подписей
Салах сыграет против России с первых минут
СМИ: США выходят из Совета по правам человека ООН
СМИ: В Москве за шпионаж в пользу Румынии арестована член правления «Интер РАО»
«На Фонтанке стадион построили?»: дождь налил Петербургу пробок
Саудовская Аравия хочет сделать Катар островом
На стройке Лахта Центра демонтирован последний кран
«Девчонок жалко»: в Красном Селе «Лада» разбилась об автобус
Развязку к «Экспофоруму» не успеют построить к ПМЭФ-2019
Робби Уильямс объяснил средний палец на открытии ЧМ
«Водоканал» защитит стадион «Санкт-Петербург» от затопления во время матча Россия - Египет
СМИ: Суд Лондона разрешил заморозить активы «Газпрома» в Англии
Американские товары станут дороже: их обложат дополнительными пошлинами
ФАС объявила и объяснила стабилизацию цен на бензин
Петербургским анархистам продлили арест, фотографа Френкеля снова задержали
Осуждённый за теракт марокканец может выйти досрочно и остаться жить в Финляндии
Букмекеры ставят на сборную России в матче с Египтом
Лаборатория Александринского театра обыграет тургеневский «Дым»
Автомобилисты жалуются на внезапное перекрытие КАД
Уткин прокомментировал только один матч на Первом канале и ушел
Россия осталась без руководства: все уехали в Минск
Матч Россия — Египет пройдет под открытой крышей, несмотря на рекомендации МЧС
Google научил искусственный интеллект предсказывать смерть пациента
Из номера колумбийца Малумы, приехавшего на ЧМ, вынесли вещей на 50 млн
В честь ЛГБТ-недели финская почта раскрасила ящики в цвета радуги
Сразу два автобуса опрокинулись в Турции, пострадавших более 50
Независимые профсоюзы предложили митинговать против повышения пенсионного возраста
Верховный суд установит случаи ответственности агрегатора такси перед пассажирами
Бывший одноклубник Роналду посоветовал не ходить к португальцу на обед
В Финляндии раскрыли крупнейшее в истории мошенничество лжеполицейских
Самосвал-«перевёртыш» завалил Малоохтинскую набережную металлом
В здании Центробанка нашли инкассатора с простреленной головой
Подозреваемый в церковной резне умер на руках следователя
Губернатор не хочет менять сроки строительства метро по прихоти коммуниста-строителя
«Лёгкая керамика» в помощь онкобольным людям
Главой теризбиркома Невского района выбрали помощницу депутата Высоцкого
Песков назвал условие помилования Сенцова
Барак Обама может принять участие в следующих выборах президента США
Ради зрителей матча Россия – Египет трамваи и троллейбусы пойдут ночью
Обнаружен вирус для Windows 10, который заставляет пользователей смотреть рекламу
Стремление заработать на ЧМ-2018 грозит бизнесменам крупными штрафами
Авто

Беспилотниками - по российскому автопрому

Россияне не будут покупать автомобили в докризисных объемах, констатировали участники форума AutoInvest. Раньше спасение искали в экспорте, теперь - еще и в инновациях.
Беспилотниками - по российскому автопрому

О том, что российским автопроизводителям, которые не смогут пробиться на внешние рынки и не научатся использовать новые технологии, уже через 2-3 года придется сокращать мощности, а то и вовсе уходить с рынка, заявил в ходе конференции AutoInvest в Петербурге руководитель проектов The Boston Consulting Group в России и СНГ Артур Смилкстиньш. Свои расчеты аналитик построил на текущей динамике спроса. За два последних года продажи новых автомобилей в стране сократились примерно в два раза (на 36% в 2015-м и на 11% в 2016-м. — Прим. ред.), и быстро возвращаться к докризисным показателям не собираются – рост в 2017 году не превысит 5-7%.

Ситуацию усугубило еще и то, что заводы не прибегали к значительному сокращению производственных мощностей и персонала. Как результат, по оценке The Boston Consulting Group, за время кризиса средний уровень загрузки предприятий снизился с 70% до 40-50%, в то время как для безубыточного производства нужно 65-75%.

Потери, которые отечественный автопром понесет в 2017 году, составят 150 млрд рублей, оценил Артур Смилкстиньш в ходе своего выступления 14 марта. С учетом такого финансового давления, по мнению аналитика, у российского автопрома есть «окно для резкого роста» всего в 2-3 года –  иначе отрасль будет развиваться по модели «локального сборщика». «Придется закрывать мощности, а кому-то – уходить с рынка», – пояснил он, не уточняя, кто именно окажется «слабым звеном».

Спасение есть, уверен эксперт The Boston Consulting Group. Он предложил автопроизводителям два альтернативных сценария: «бюджетного экспортера» и «локального инноватора», причем в идеале было бы использовать обе стратегии одновременно.

В какие именно страны следует отправлять российскую продукцию, Артур Смилкстиньш не рассказал, зато отметил, что с точки зрения развития инноваций компаниям следует активно эксплуатировать такие тренды, как развитие беспилотного транспорта, подключение автомобиля к Интернету, концепцию совместного владения, а также оцифровку производственных процессов.

Сценарии, обрисованные аналитиком, выглядят красивыми лишь на бумаге, вынуждены констатировать участники дискуссии. Искать спасения от сокращения внутреннего спроса на иностранных рынках чиновники призывали автопроизводителей и в прошлом году, обещая их в этом всячески поддержать. Помощь была оказана, но она была ситуативной, объяснила «Фонтанке» Ольга Кручёнова, директор по краткосрочному  кредитованию АО «Российский экспортный центр» (служба единого окна для экспортеров. — Прим. ред.).

За отсутствие системного подхода раскритиковала чиновников и Наталья Щербакова, партнер консалтинговой компании PWC в России. По ее словам, за рубежом российскую продукцию не ждут. А в странах с большим объемом рынка — например, Мексике и Иране, еще и высокие ввозные пошлины. Пока России удалось договориться о снижении барьеров только со Вьетнамом, но это будет происходить постепенно, да и рынка этой страны на всех не хватит. В странах, где пошлин нет, а это по большому счету только Белоруссия и Казахстан, много машин не продашь. Причем в условиях снижения спроса соседи тоже не упускают шанс защитить своих производителей.

К примеру, Казахстан ввел в 2016 году утилизационный сбор, что привело к резкому сокращению экспортных поставок у Hyundai. «2,5 тыс. долларов на одну машину при стоимости самого автомобиля 10 – 12 тыс. долларов – это ощутимо для нашей продукции», – пояснил Виктор Васильев,  директор по внешним связям «Хендэ Мануфактуринг Рус». По его словам субсидии, выданные компании на транспортировку продукции, оказались «малозаметными», а договоренностей о снижении пошлин со странами Ближнего Востока пока не заключено.

До сих пор не сняты и административные барьеры для развития экспорта, например, сложный механизм возврата НДС, добавила Наталья Щербакова. Как результат, в 2016 году объемы экспорта не только не выросли, но даже сократились.

Инновации, которые аналитик предложил в пару к экспорту, действительно уже начинают претворяться в жизнь на Западе, но в ближайшее время вряд ли помогут российскому автопрому, считают эксперты.

«Глобальные автопроизводители уже давно понимают, что классическое производство автомобилей уходит в прошлое, а автомобиль становится частью цифрового жизненного цикла его владельца и одновременно находится во взаимосвязи со многими другими системами», – комментирует Михаил Чаплыгин, генеральный директор «Auto-Dealer-СПб».

В качестве примера эксперт приводит Ford, который инвестировал в прошлом году более 180 млн долларов в специализирующуюся на облачных технологиях компанию Pivotal. С ее помощью производитель намерен представить решение, где водитель будет полностью исключен из управления автомобилем, а машина сама будет доставлять его в необходимые места, согласно его графику. Аналогичный продукт под названием IONIQ хочет создать Hyundai, рассказал в ходе AutoInvest генеральный директор «Хендэ Мануфактуринг Рус» Чой Донг Ель. Однако его разработка ведется в Корее. Ранее компания сообщала, что на петербургском заводе собственные инженерные разработки ограничиваются адаптацией моделей под местные условия.

Но дело даже не в отсутствии у российских производителей ресурсов и научных центров. В стране пока не создано той самой цифровой инфраструктуры, которая бы позволила обмениваться данными с бортовым компьютером продвинутого автомобиля, констатирует Михаил Чаплыгин. Шансов, что ситуация изменится в ближайшие 2-3 года, немного.

Есть сомнения и в том, что такая продукция окажется востребованной на более продвинутых рынках. По мнению Юрия Трощенко, младшего партнера McKinsey & Company, именно повышение конкурентоспособности должно стать первоочередной задачей отечественных производителей, для чего нужно развивать производство деталей. «По сути за пять лет сумели наладить только выпуск компонентов так называемого первого уровня — части для них и материалы по-прежнему ввозятся», – отмечает он.

Власти Петербурга уже нашли решение проблемы. По словам главы комитета по промышленной политике и инновациям Максима Мейксина, сборку деталей для автопрома можно наладить на оборонных предприятиях, которые начнут терять объемы выпуска по мере снижения объемов гособоронзаказа.

К тому же у петербургских производителей есть все шансы пережить апокалиптичный сценарий, описанный The Boston Consulting Group. По словам Виктора Васильева, российский бизнес Hyundai в 2015 году действительно ушел в минус, но в 2016-м все же смог получить прибыль. Что касается загруженности мощностей, то у Hyundai она 100% или даже выше, заявил Виктор Васильев, в 2016 году с конвейера завода сошло 206 тыс. машин при мощности в 200 тыс.

Не так хорошо обстоят дела у заводов Toyota и Nissan. В прошлом году они выпустили примерно по 36 тыс. машин при заявленной мощности каждого в 100 тысяч. Но во время кризиса компании оптимизировали производство, сокращая число сотрудников и количество смен. Кроме того, по итогам 2016 года обеим компаниям, в отличие от Hyundai, удалось увеличить объем выпуска.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform