На самом деле у этих двух была волшебная фея - сопрано Айно Акте (Aino Akte). Она родилась в России, ведь тогда, в 1876 году, Финляндия была провинцией Российской империи. Петь она научилась у своей мамы, а управлять судьбами, наверное, у папы – он это умел по долгу своей дирижёрской профессии. Потом у неё было ещё много хороших учителей, а иначе как бы она стала первой оперной певицей из Финляндии, достигшей мировой известности?
В общем, фея была могучая – парижская эмансипэ с неординарным умом и любовью к родине. Она участвовала в создании оперного театра в Хельсинки (теперь это Финская Национальная опера) и придумала Оперный фестиваль в Савонлинне.
Дело обстояло примерно так. Айно поехала летом в отпуск в этот городок на востоке страны и влюбилась в него с первого взгляда, так же, как автор нашего материала «Савонлинна: опрокинутая в озеро», да и многие другие, – места действительно чудесные. Как живописны руины крепости, они прекрасно подходят для оперного фестиваля, решила мадам. И вуаля!
Первый фестиваль прошёл в 1912 году, потом ещё несколько раз – и большой перерыв. В 1967 году фестиваль возродился. В 1972-м художественным руководителем стал знаменитый певец Матти Талвела (Matti Talvela), и вскоре фестиваль получил статус международного события.
Так крепость Олавинлинна стала известна на весь мир, и не благодаря военным победам, а благодаря своему голосу.
Замок святого Олафа (Олафсборг) был заложен шведами в 1475 году на случай войны с Москвой и достойно выдерживал осады русских войск. До XVIII века, пока не стал русским. За столетия рядом вырос город Нейшлот, который теперь называется Савонлинна.
Воды в этой части Финляндии, кажется, больше, чем суши, и Олавинлинна находится на естественном острове среди системы озёр и рек. До 1970-х годов до острова добирались на лодках. Теперь там есть понтонный мост, который отводят в сторону – не разводят – на время прохода барж. И тогда гостям фестиваля приходится ждать на берегу, даже под дождём. А вот представлению дождь не помеха: над зрительным залом и сценой, расположенными в самом большом крепостном дворе, сооружают навес. Внутренние стены крепости и башен служат стенами зала. Между навесом и стенами видно небо, слышны крики чаек – пока на сцене поют какаю-нибудь арию. Впрочем, на звук не пожалуешься: эта каменная коробка 50-метровой высоты обеспечивает отличную акустику. «Мы верим, что, когда они строили замок в 1475 году, они уже знали, что здесь будет оперный фестиваль, – шутит художественный руководитель Йорма Силвасти (Jorma Silvasti), тоже певец. – Наверное, это единственная сцена в мире, на которой, когда вы отступаете назад, ваш голос кажется больше».
Зал рассчитан на 2700 человек, при этом многие финны впервые услышали оперу именно в Савонлинне. Финны – подавляющее большинство зрителей; из России и Центральной Европы – только 8% гостей. Они платят немалые деньги за билет - в среднем 110 евро - и, таким образом, обеспечивают 76 - 77% фестивального бюджета, который составляет 83 млн евро. 20% дают спонсоры, 750 тысяч евро – правительство. «Чтобы окупить фестиваль, нам надо продать 12 тысяч билетов. Это при том, что в Савонлинне 30 тысяч жителей», – говорит Силвасти.
Билеты дороже, чем в Финской Национальной опере в Хельсинки, к тому же тем гостям, которые приезжают издалека, надо оплатить дорогу и отель. «Поэтому среди наших зрителей мало молодёжи», – сетует худрук. Хотя с этим утверждением можно поспорить, глядя на людей, выходящих из главных ворот замка после окончания оперы.
Тут надо остановиться на устройстве замка. В то время, когда 2,5 тысячи человек единым потоком медленно протекают через ворота, несколько десятков счастливчиков один за другим выныривают уже у моста из-за наружной стены, там, где волны бьются о суровый камень. Из замка есть тайный выход!
У Олавинлинны, конечно, много тайн. Наверное, есть и привидения. Точно есть драконья пещера. Там жил дракон, который был реквизитом для спектакля. Есть ещё одно особенное окно, названное в честь Матти Талвела, прежнего художественного руководителя. За что же ему такая честь? Дело в том, что Талвела был человеком грузным. И однажды, когда он пытался пролезть сквозь это окошко на сцену, то натурально застрял. Кто-то слишком хорошо пел... Две дочери финского Винни-Пуха, к счастью, справились с неприятностью.
Остальные входы на сцену (а их немного) тоже экзотичны: из подвала, с лестницы, ведущей от башни. Артистам не очень-то удобно. Каморки, в которых устраивают гримёрки, приходится выкраивать буквально из углов в замковых переходах. Зато ресторанчик находится на своём месте - в том же зале, где сотни лет назад была столовая, правда, для прислуги. Но никого это не смущает, финны – народ демократичный.
Наконец, перейдём к тому, ради чего всё затевалось, – к опере. В этом году в течение четырёх недель звучат 25 опер, семь постановок - премьерные. Это много для любого фестиваля, больше сделать физически невозможно.
«Три оперы - наши собственные. Два гостевых театра представляют ещё по две оперы. Они должны адаптироваться к замку, приезжают за год, чтобы приспособить декорации», – рассказывает Йорма Силвасти. Например, в этом году выступали и продолжают выступать (фестиваль проходит с 8 июля по 6 августа) Королевский театр из Турина и Равеннский фестиваль вместе с легендарным маэстро Риккардо Мути. На следующий год со своим постановками приедут театр «Реал Мадрид» и Большой из Москвы.
В нынешней программе три оперы Джузеппе Верди, написанные по пьесам Уильяма Шекспира, – «Отелло», «Макбет» и «Фальстаф», а также «Богема» Джакомо Пуччини и «Норма» Винченцо Беллини, являющаяся превосходным образцом традиции бельканто.
Каждый год фестиваль должен показать какую-то специальную оперу, считает руководство. Например, в этом сезоне жемчужиной стал шедевр Леоша Яначека «Из мертвого дома» – собственная постановка фестиваля. «Легко играть каждый год Пуччини или Чайковского, – признаётся Силвасти. – Но Савонлинна стала известна миру через финскую оперу. В 2000-х годах мы, сконцентрировавшись на классическом репертуаре, потеряли европейскую публику. Зачем ей слушать здесь «Тоску», если её можно послушать в Вероне?»
Ещё две собственные постановки фестиваля – «Отелло» Верди и «Дон Жуан» Моцарта. Однако самое большое событие должно произойти в 2019 году. Фестиваль готовится представить совершенно новое произведение, которое призвано привлечь внимание европейской публики и поддержать финскую оперу. Сейчас оно ещё даже не закончено, и проводится конкурс на лучшее либретто.
Конечно, если приехать в крепость Олавинлинна осенью или зимой, почти ничто не будет напоминать об опере: зал и сцену монтируют только на время подготовки и проведения фестиваля. «Зимовать» остаются постоянные обитатели – музеи, посвященные истории и православной иконописи. Но если у вас тонкий слух и открытая для сказки душа, то в каком-нибудь укромном уголке вы обязательно расслышите, как крепость тихонько напевает свою любимую мелодию.