Конституционный суд запретил увольнять полицейских, осужденных по декриминализованным статьям. Соответствующее решение КС опубликовал сегодня. Таким образом, он вновь раскритиковал «криминальный фильтр», введенный для правоохранителей в 2011 году.
Ужесточения для сотрудников органов внутренних дел, напомним, Госдума ввела сразу же после реформы полиции – чтобы поддержать ее имидж. Защищать соотечественников не имеют права люди с криминальным прошлым. Даже если их преступление было легким или преследование прекратили из-за примирения сторон, решили депутаты.
После этого в КС полетели десятки жалоб от полицейских, «вычищенных» с работы. Причем конституционалисты пошли им навстречу далеко не сразу. Еще весной и летом 2014 года уступки были лишь частичными. Но к ноябрю КС поменял позицию и заявил: силовикам, привлекавшимся к уголовной ответственности, нельзя отказывать от места, если их деяния были декриминализованы.
Теперь это решение пришлось повторять еще раз.
Поводом для дела стала жалоба бывшего оперативного дежурного из Якутии Павла Корякина. В конце 1990-х на него завели дело по уголовной статье «хулиганство». Ситуация «аукнулась» в 2012 году, когда правоохранителя выгнали со службы. «Помилования» не удалось сыскать, даже несмотря на то, что поступок Корякина к этому времени уже не считался преступлением из-за поправок в Уголовный кодекс. Бывший оперативный дежурный обращался в якутские суды, а затем в Верховный суд, но ему в иске отказали.
Надо сказать, что Конституционный суд также не помог восстановить сломанную карьеру мужчины. Его заявление отклонили, сославшись на то, что подобные жалобы уже принимались к производству и стали причиной ноябрьского постановления, где КС раскритиковал «криминальный фильтр». Тем не менее суд повторил свою позицию еще раз.
Правоприменительные органы, в том числе суды, «не вправе уклоняться» от применения законов, смягчающих ответственность за уголовные деяния, считают конституционалисты.
– Иное не согласовывалось бы с природой Российской Федерации как правового государства, высшей ценностью которого являются права и свободы человека и гражданина, – заключил КС.