Сейчас

+6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+6˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 5

0 м/с, штиль

761мм

82%

Подробнее

Пробки

1/10

Подрядчикам Смольного повысили процент

474
ПоделитьсяПоделиться

Банки повысили ставки по банковским гарантиям, которые получают государственные подрядчики, с 1-2 до 3-5 годовых процентов и стали требовать ликвидный залог. Так они реагируют на рост ключевой ставки ЦБ и пытаются обезопасить себя от ситуации, в которой оказался Сбербанк после краха на олимпийской стройке в Сочи крупнейшей омской компании «Мостовик», задолжавший банку 19 млрд рублей. В Петербурге эта проблема накладывается на все более частые случаи неисполнения контракта и сокращение объемов финансирования ремонта дорог в 2015 году. Дорожники смотрят в будущее безрадостно.

Коммерческие банки повысили ставки по банковским гарантиям, 90% которых в России выдаются для обеспечения обязательств участников государственного заказа. Как сообщили «Фонтанке» сразу в нескольких дорожно-строительных компаниях Петербурга, если в конце 2013 и начале 2014 года банковскую гарантию для обеспечения контракта можно было получить под 1-2% годовых, то теперь — под 3-5%, при этом эти деньги не учитываются в стоимости государственного контракта.

Если представить, что стоимость какого-либо аукциона на текущий ремонт дорог составляет 100 млн рублей, а банковская гарантия выдается сроком на шесть месяцев, то в результате выдачи гарантии по ставке 3% годовых получатель гарантии должен выплатить банку 1,5%. Поскольку стоимость гарантии составляет 30% суммы контракта (30 млн рублей), то 1,5% от нее составят 450 тыс. рублей (0,45% от суммы контракта). При ставке 5% сумма выплаты составит 750 тыс. рублей (0,75% стоимости контракта). Поскольку рентабельность текущего ремонта, по словам участников рынка, составляет от 1% до максимум 8% суммы контракта, съедание доли размером 0,5-0,7% может показаться существенной потерей. Бывают контракты с нулевой рентабельностью, и подрядчики их берут лишь для того, чтобы сократить расходы на содержание своего предприятия.

Ни один государственный орган, включая Центральный банк, не ведет статистики по количеству, суммам выданных банковских гарантий и их ставкам, поэтому информацию об этом приходится собирать по крупицам. Как видно из сайта госзакупок, дорожные строители стараются отдавать предпочтение одному-двум банкам. Например, «АБЗ-Дорстрой» берет банковские гарантии в «Финансовой корпорации Открытие» (бывший Номос-банк), «Буер» — в Балтинвестбанке, Транснациональном банке и Росдорбанке, «Возрождение» и «ВАД» — в банке «Санкт-Петербург», «Пилон» — в ВТБ. Одним из активных в стране участников этого рынка считается Банк Москвы (дочерний банк ВТБ), но в Петербурге он, в основном, выдает гарантии участникам рынка перекладки теплосетей и строительным компаниям: например, «СМУ-303» и «Трансстрою», который возводит стадион на Крестовском острове.

Рост ставок по банковским гарантиям подтвердили «Фонтанке» в нескольких из указанных банков. Зампред правления ОАО «Балтинвестбанк» Наталья Иванова сообщила, что коммерческие банки вынуждены поднимать ставки, поскольку Центральный банк трижды в 2014 году поднимал свою ключевую ставку с 5,5% до 8% (31 октября он повысил ее в четвертый раз до 9,5% http://www.fontanka.ru/2014/10/31/105/).

Вице-президент банка «ФК Открытие» Александр Крупкин сообщил «Фонтанке», что в топ-15 российских банков средняя ставка по банковским гарантиям составляет около 2,5%, а «более мелкие игроки предлагают более высокие ставки». «Рост ставок связан с изменением финансовой ситуации в стране, а также, говоря о дорожном строительстве, с банкротством крупнейших инфраструктурных компаний. Мы ожидаем дальнейший рост (ставок) в 2015 году», — сказал он.

В апреле 2014 года крупнейший омский подрядчик, НПО «Мостовик» (годовая выручка за три последних года колеблется в пределах 30-36 млрд рублей), после работы на олимпийской стройке в Сочи подал иск о признании себя банкротом. Сумма требований Сбербанка — 18,8 млрд рублей. Этот случай также способствовал росту ставок, а кроме того, увеличил требования к дорожным компаниям. Например, Александр Крупкин из «Открытия» говорит, что до весны на рынке преобладали гарантии, обеспеченные выручкой по контрактам и поручительствами собственников, «однако сегодня банки требуют дополнительный ликвидный залог». По словам дорожных строителей, наиболее распространенный предмет залога — паспорта транспортных средств (строительной техники).

Отметим, что еще в 2013 году, при действии 94 закона о госзакупках, средством взыскания суммы гарантии с банков в большинстве случаев был суд. Например, дирекция транспортного строительства как раз на днях, 28 октября, выиграла суд с Активкапитал банком о взыскании 13 млн рублей за несовершенную работу компании «Строй-инвест» на набережной реки Фонтанки (контракт заключался еще в 2013 году при 94-ФЗ). Еще 34 млн дирекция пытается взыскать с банка по другому контракту «Строй-инвеста» (в материалах суда пока не указано, по какому). Сейчас, в 2014 году, по новому 44-ФЗ о контрактной системе, который заменил собой 94 закон, банки обязуются выплачивать сумму гарантии до суда.

В одном из банков, входящих в топ-10, пояснили «Фонтанке», что рост ставок по гарантиям связан также с пошатнувшимся в последнее время положением государственных подрядчиков. «Текущая рыночная ситуация такова, что процент неисполнения обязательств по контрактам растет. По разным причинам, вызванным общей ситуацией нестабильности: повышение уровня просрочки по кредитам, рост невозвратов и так далее», — сказали там.

До недавних пор существовала еще одна проблема — получение гарантии авансового платежа. Если подрядчик хочет получить аванс, который обычно составляет 30% стоимости контракта, он, помимо гарантии обеспечения контракта, должен получить еще одну — на всю сумму аванса. По 44-ФЗ, список банков, которые могут выдавать гарантии, первого числа каждого месяца формирует Минфин. По состоянию на 1 октября, в списке 356 российских банков, которые отвечают требованиям Налогового кодекса — наличие лицензии, собственных средств в размере более 1 млрд рублей, соблюдение нормативов ЦБ в течение последних шести месяцев.

Однако в Петербурге в 2010 году губернатор Валентина Матвиенко подписала постановление № 1435, в котором установлены другие требования к банкам-гарантам, которые страхуют авансовые платежи: размер собственных средств более 5 млрд рублей, а также соответствие определенным показателям классификаторов международных рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс», «Стандарт энд Пурс», «Мудис Инвесторс Сервис». По мотивам этого постановления комитет финансов Петербурга формирует список банков-гарантов. В нем перечислено 19 кредитных организаций. Между тем не все из них соответствуют критериям 44-ФЗ. Например, «Хоум кредит» в федеральном списке банков отсутствует, а в питерском — есть.

Юридическая компания «Вертикаль» в июне 2014 года в Федеральном арбитражном суде Северо-Запада добилась отмены этого пункта постановления Матвиенко. Правительство Петербурга, несогласное с этим решением, направило жалобу в Верховный суд, однако на этой неделе, 27 октября, ВС отказал Смольному в ее рассмотрении. По-видимому, спор можно считать оконченным, а пункт постановления — отмененным.

«В контексте проблемы ухудшения устойчивости дорожных компаний следует отметить, что объем финансирования в ближайшее время, скорее всего, будет уменьшаться, что тоже скажется негативно на рынке дорожных работ и их рентабельности. К тому же, по замечаниям ФАС, часто переносятся сроки проведения конкурсов, и, как следствие, сдвигаются сроки исполнения обязательств, сдвигается финансирование, которое привязано к определенным периодам, из-за этого возникает проблема с выделением средств и так далее», — заметили в банке из топ-10 кредитных организаций. Подрядчики часто продлевают срок гарантии, за это банки берут с них дополнительную комиссию.

Что касается сокращения финансирования текущего ремонта в 2015 году, это сокращение составит 1,5 млрд рублей. В 2014 году на дороги, трамвайные пути и искусственные сооружения было предусмотрено 4,9 млрд рублей (потрачено было на 450 млн меньше из-за отмены нескольких объектов ГАТИ), а в 2015 году хотят потратить 3,4 млрд. С учетом того, что в нынешнем году из 4,9 млрд только 3,8 млрд было предусмотрено на ремонт дорог, можно примерно посчитать, что в 2015 году объем его оплаты составит около 2,5 млрд рублей.

В 2014 году ушла с рынка текущего ремонта компания «ВАД», сконцентрировавшись на крупных контрактах. По мнению участников рынка, причиной стало снижение расценок, на основе которых КРТИ составляет сметы и оплачивает работы (в Смольном отрицают снижение этих расценок). По информации «Фонтанки», компания «Буер» теперь изучает возможность отказа от участия в текущем ремонте 2015 года — в связи с дальнейшим, по мнению компании, снижением расценок, ростом ставок по гарантиям и усилившимся контролем ГАТИ.

Впрочем, среди дорожников есть компании, которые не ощутили роста ставок по банковским гарантиям. Гендиректор компании «АБЗ-Дорстрой» Леонид Гиндин сообщил «Фонтанке», что берет гарантии, в среднем, под 2,5% годовых. «У каждого свой опыт», — заключил он.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close