В действиях столичных властей, запретивших въезд грузовым автомобилям в дневное время в пределы Третьего транспортного кольца, внимательный автомобилист усмотрел массу нарушений. 20 февраля он подал по этому поводу иск в Мосгорсуд.
Началось все с того, что, перевезя свои пожитки на автомобиле Volkswagen Transporter, москвич Игорь Галай через некоторое время получил уведомление о штрафе на пять тысяч рублей. Как оказалось, машина попала в объектив одной из дорожных камер на проспекте Андропова. Нарушение заключалось в том, что автомобиль въехал в пределы ТТК днем, тогда как, согласно постановлению правительства Москвы, въезд туда для грузового транспорта в это время запрещен, пишет издание MK.RU.
Автомобилист удивился, ведь по документам Volkswagen Transporter является легковым автомобилем. Ответ на вопрос, как машина оказалась грузовиком, нашелся в Постановлении правительства Москвы от 22.08.2011 №379-ПП «Об ограничении движения грузового транспорта в городе Москве». Пункт 2.1 документа гласит, что въезд в пределы ТТК автомобилей грузоподъемностью более 1 тонны запрещен с 6:00 до 22:00. Однако в ПДД понятия «грузоподъемность» не существует. Там есть термины «масса без нагрузки» (пустая машина) и «разрешенная максимальная масса» (предельно допустимый вес автомобиля вместе с водителем, пассажирами и грузом). Выходит, что московские чиновники самостоятельно ввели новый термин «грузоподъемность», равный разнице между разрешенной максимальной массой автомобиля и его массой без нагрузки. В случае «Транспортера» очевидно, что из 3000 кг («разрешенная максимальная масса» автомобиля Transporter) вычли 1600 кг («масса без нагрузки») и получили 1400 кг, которые, по мнению чиновников, сделали эту машину грузовиком.
Таким образом, автомобили, значащиеся легковыми согласно ПДД (в первую очередь большие внедорожники и фургоны), по воле столичных чиновников неожиданно превратились в грузовые машины и стали облагаться соответствующими штрафами.
Следующее, на что обратил внимание Игорь, – это установленные на обочинах МКАД и ТТК дорожные знаки, из-за которых на него наложили штраф. Это комбинация знака «Въезд запрещен» (3.1 «кирпич») и трех табличек – «Вид транспортного средства» с изображением грузовика (8.4.1 – распространяет действие знака на грузовые автомобили, в том числе с прицепом, с разрешенной максимальной массой более 3,5 т), надпись «Для а/м грузоподъемностью более 1 тонны без пропуска» и «Время действия».
Вторая табличка вообще отсутствует в ПДД и является самодеятельностью. При этом из надписи можно сделать вывод, что некие машины с пропусками проезжать под «кирпич» могут, что само по себе абсурдно и противоречит Правилам. Наконец, в п. 5.4.2 ГОСТ Р 52289-2004 («Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств») явным образом говорится, что знак «Въезд запрещен» (3.1) не может сочетаться с табличкой «Вид транспортного средства» (8.4.1 – 8.4.8). И, если уж на то пошло, в Постановлении говорится о запрете с 6:00, а на всех табличках о времени действия знака написано 7:00, хотя это несоответствие, да еще как бы «в плюс» автомобилистам, на фоне предыдущих двух – сущая мелочь. То есть вся Москва в результате увешена незаконными знаками.
Собрав все эти факты воедино, 20 февраля Игорь Галай подал исковое заявление в Мосгорсуд с требованием признать незаконным злополучное постановление столичного правительства. В случае неудачи автомобилист готов дойти до Верховного суда.
Напомним, в Петербурге уже был прецедент, когда суд отменял незаконные положения в постановлениях городских властей. В частности, в 2010 году известный защитник прав автомобилистов Александр Холодов судился с правительством города по поводу выпущенного постановления о правилах парковки на улицах в период зимней уборки. Смольный предписывал автомобилистам, оставляя машину, самостоятельно соотносить дату и четную или нечетную стороны улицы. После того как суд признал такое положение незаконным, по всему городу появились запрещающие остановку знаки с табличками, указывающими время их действия. Правда, коммунальные службы все равно их не соблюдают и убирают снег, когда им заблагорассудится.