Народные избранники ждут обещанного им повышения зарплаты. С 1 сентября она должна была вырасти до 250 тысяч рублей, а с осени следующего года — до 400 тысяч рублей. Сопоставимые суммы получат и члены Совета Федерации. Пока, говорят в ГД, они никакого повышения не заметили, но надеются, что о них в бухгалтерии не забудут и сделают перерасчет. Решение о повышении зарплат было принято спустя две недели после того, как власти предложили расходы на госаппарат сократить.
30 сентября президент Владимир Путин подписал указ «О денежном вознаграждении лиц, замещающим отдельные государственные должности». В соответствии с ним оклад министра должен был вырасти с 32,9 тысячи рублей до 51,82 тысячи рублей. А так как депутаты приравняли себя к министрам, согласно принятым ими в начале года поправкам в закон «О статусе депутата Госдумы...», эта новация коснется и их, и сенаторов СФ.
Кроме оклада, депутаты также имеют право на ежемесячное денежное поощрение в размере 3,9 оклада - и эта сумма вместо 128,4 тысячи рублей получается теперь равной 202 тысячам. Таким образом, народные избранники федерального уровня смогут претендовать на зарплату 253 тысячи рублей.
Это не окончательное повышение. Согласно все тому же указу президента, с сентября следующего года рядовым депутатам и министрам оклад повысят до 81,5 тысячи рублей. Вместе с денежным вознаграждением сумма ежемесячных выплат составит 398,3 тысячи рублей.
Заместитель руководителя аппарата Государственной думы Юрий Шувалов уже подтвердил эту информацию, отметив, что «в соответствии с указом президента о повышении зарплат федеральным министрам соответственно увеличится денежное вознаграждение депутатов, поскольку законодательством они приравнены в вопросе социальных гарантий к министрам".
Как рассказали в Думе, пока никакого повышения парламентарии не ощутили, так как Минфин не подготовил соответствующих смет и не представил их на рассмотрение парламента. Скорее всего, перерасчет будет сделан после того, как министерские чиновники подготовят эти сметы. На эти цели президент отвел им три месяца, то есть время до Нового года. Но, как пишут СМИ, министерство не стало дожидаться часа Х и направило все соответствующие поправки уже ко второму чтению бюджета.
Представитель «Единой России» Александр Сидякин в разговоре с «Фонтанкой» подчеркнул, что и прежней зарплатой был доволен, «большего не просил», но от повышения отказываться не собирается. «Депутат депутату рознь. Есть отдельные представители, которые ничего не делают, но есть и те, как ваш покорный слуга, который с утра и до ночи работает, из командировок не вылезает. Деньги же - такая категория, философская. Их много никогда не бывает. Тем более, что нам запрещено заниматься иной деятельностью», - рассуждает он.
По мнению депутата от «Справедливой России» Оксаны Дмитриевой, повышать стоит прежде всего зарплатный фонд помощников парламентариев. «Больше всего нехватка средств ощущается именно в оплате их труда. На пятерых человек выделяют чуть больше 100 тысяч рублей. Этих денег не хватает катастрофически, тем более, что основной помощник по законодательству должен быть профессионалом высокого качества», - сетует она.
Госаппарату кризис не страшен
В 2014 году в проекте федерального бюджета предусмотрено, что на содержание ГД казна на данный момент готова потратить 7,142 млрд рублей. В частности, на оплату труда 449 депутатов и их помощников уйдет 2,7 млрд рублей. То есть по 5,4 млн рублей на одного народного представителя. На содержание аппарата ГД потратят 4,2 млрд, из которых 1,9 — непосредственно зарплаты работникам, а 2,3 — закупки для нужд Госдумы. В последний пункт входит в том числе оплата мобильной связи (50 млн рублей), санаторно-курортное лечение, поддержание информационного сопровождения депутатов (50 млн рублей).
Совет Федерации, в котором заседают 165 региональных представителей, обойдется государственной казне в 4,27 млрд рублей. Из них 995 млн уйдет на зарплаты сенаторов и их представителей (по 6 млн в год на одного человека). 1,2 млрд — на оплату труда сотрудников аппарата СФ, 1,4 — на содержание Совфеда. Международное сотрудничество сенаторов в рамках СНГ обходится налогоплательщикам в 494 млн рублей. Оказание информационно-коммуникационных услуг Совету обойдется в 217 млн рублей. На издание официального вестника ГД и СФ «Парламентской газеты» потратят 79 млн рублей.
Добавим, что спикеры обеих палат парламента проходят в бухгалтерских сметах по повышенной ставке — как главы законодательной власти их оклады приравнены к окладам премьер-министра. В частности, на оплату труда и содержание председателя Госдумы Сергея Нарышкина не жалко 25,5 млн рублей. Спикер Совета Федерации и бывший губернатор обходится бюджету дешевле — всего в 17,06 млн рублей.
Пикантной ситуацию делает тот факт, что 18 сентября премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам заявил, что расходы на содержание госаппарата в условиях надвигающегося кризиса должны быть сокращены. Тем более, что увеличение роста зарплат бюджетников с 2015 года не предусмотрено. А по данным Росстата, в августе этого года среднемесячная зарплата в России составила 30 300 руб., увеличившись за год на 13%.
Зарплата за эффективность
По идее, за эти деньги депутаты должны посещать пленарные заседания, встречаться со своим электоратом, заседать в комитетах и комиссиях. На практике это выглядит так: неделя работы с избирателями (она же региональная неделя), когда депутаты посещают субъекты, от которых были избраны, чтобы пообщаться с народом, неделя работы в комиссиях и комитетах, и две недели пленарных заседаний, во время которых проводится 4 пленарки.
Самые большие претензии вызывает недисциплинированный подход парламентариев к посещаемости пленарок. С вводом электронной системы голосования, подавляющее большинство депутатов начало просто передавать свою карточку для голосования в полное распоряжение руководству фракции. А их ответственные коллеги за 30 секунд успевали пробежать весь пустующий ряд, нажимая на кнопки отсутствующих. Апогея история с прогулами достигла весной 2010 года, когда на одном из заседаний реально присутствовали только 25 депутатов из 450.
В итоге ЛДПР даже предложила вести учет посещаемости, который и станет основой для расчета зарплат. Однако ни у одного из опрошенных «Фонтанкой» парламентариев эта идея поддержки не нашла. Все сошлись на том, что эффективность того или иного народного избранника должен определять избиратель, а не бухгалтер.
По словам бывшего депутата ГД от «Справедливой России» Геннадия Гудкова, в этот созыв таких явных прогульщиков немного, «50-60 человек». «Сейчас в каждой фракции есть график дежурств, который расписывает, что какой депутат должен посетить, поэтому явных прогульщиков нет. В основном почти все посещают какие-то комиссии, пленарные заседания», - рассказал он. Впрочем, активных парламентариев, по его оценке, все равно не больше 25%, то есть 100 человек, которые вносят законопроекты, встречаются с избирателями, выступают на пленарках. «Большинство же занимаются лоббированием своих региональных, отраслевых интересов, некоторые — личных», - добавляет он.
Не намного лучше обстоят дела в комиссиях. Как рассказала депутат ГД эсер Оксана Дмитриева, в деятельности бюджетного комитета, в который вошли порядка 35-ти парламентариев, постоянно участвуют только 12 из них. «А это один из основных комитетов», - подчеркнула она.
Впрочем, многие члены ГД сами признаются, что в Госдуме занимаются чем угодно, но только не своей основной работой. К примеру, в предсмертной записке, авторство которой приписывают покойному депутату ГД 2 созыва Вячеславу Шевченко, упоминается, что парламентарии были заняты не столько вопросами проработки законов, сколько материальными благами. «Надо сказать, в Думе того созыва, не то что я со своим опытом (...), да и другие, пришедшие туда, долго не понимали, что им нужно делать. Но со временем разобрались в странной смеси того, чем люди занимались там: лоббированием экономических интересов, политическими интригами, не имеющими под собой никакой основы, дутыми бизнес-проектами с целью изымания бюджетных средств и последующим их дележом... В общем, для всех была задача любым способом заработать денег», - вспоминал предположительно Шевченко.
С другой же стороны, наблюдая усилившееся в последнее время законотворчество, многие наблюдатели отмечают, что для жителей России, возможно, было бы лучше, если бы некоторые депутаты и дальше не занимались написанием законов.
Дорогие и близкие депутаты
С одной стороны, петербургские коллеги получают гораздо меньше депутатов ГД. Для сравнения, в этом году депутат, первый раз попавший в парламент, получает 1,4 млн руб. в год (или 120 тысяч рублей в месяц). При этом если 660 тысяч являются основным окладом, то остальные деньги депутаты получают из дополнительных выплат, куда входят: выслуга лет (110 тысяч), работа с гостайной (75 тысяч), отпуск (165 тысяч), денежное поощрение, оказываемое «в целях повышения уровня профессионализма депутата», - 220 тысяч, а также доплаты за выполнение «особо важных заданий» (55 тысяч) и «особые условия работы» (220 тысяч).
Но с другой, в среднем на работу одного представителя нижней палаты парламента сейчас уходит 15,9 млн рублей. В то время как содержание одного петербургского парламентария в среднем обходится в 22,8 млн рублей. Как уже писала «Фонтанка», работа Законодательного собрания в следующем году будет стоить городской казне 1,14 миллиарда рублей. На спикера городского парламента Вячеслава Макарова, как и на Георгия Полтавченко, в 2014 казна потратит 2,8 миллиона. «Расходы на обеспечение деятельности органов государственной власти», то есть средства, предусмотренные на закупку товаров для Мариинского дворца и на зарплаты помощников депутатов, сотрудников аппарата ЗакСа, а также простых уборщиц, буфетчиц и работников гардероба, составляют 990 миллионов.
Платить своей армии
Стоить заметить, что в следующем году заработная плата министров-силовиков будет почти в два раза выше их гражданских коллег. Согласно указу Путина (http://www.fontanka.ru/2013/10/01/087/) от 30 сентября месячные зарплаты министра обороны, глав МВД и МЧС, руководства ФСБ, СВР, ФСО, ФСКН и ФМС с премиями и доплатами повысились с 1 сентября 2013 года с 318 500 рублей до 583 000 рублей, а еще за год вырастут почти до 786 тысяч рублей.
Гражданским министрам повезло меньше - их доходы пока увеличились с 169,5 тысяч рублей до 254 тысячи рублей, а в перспективе поднимутся до 419 793 рублей. С 1 сентября 2013 года денежное вознаграждение первого зампреда правительства составит 303,3 тысячи рублей , вице-премьера — 281 тысячу рублей, министра иностранных дел — 262 тысячи рублей.
Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"