Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Прокуратура защитит диссертации

Прокуратура защитит диссертации

771
Источник:

Генеральная прокуратура намерена проверить сообщение о так называемых заимствованиях в научных диссертациях депутатов Государственной думы. Если кто-то сейчас подумал, что проверять будут авторов предполагаемых лжедиссертаций, то напрасно: прокуратура займётся авторами сообщения - учёными, которые попытались воззвать к совести депутатов и обсудить с ними вопросы научной этики. Один из самых активных поборников этики уже получил приглашение в прокуратуру.

Профессор Александр Фрадков, доктор технических наук, заведующий лабораторией в Институте проблем машиноведения, вызван в прокуратуру Санкт-Петербурга на ближайший четверг. Ему надлежит явиться к старшему прокурору отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы Е. А. Шарыгиной для очень загадочного процессуального действия: "...на совещание… для дачи письменной информации в связи с обращением депутатов Государственной думы".

Совещание допросом

Как следует из текста приглашения в прокуратуру, депутаты Госдумы Игорь Лебедев (сын Владимира Жириновского) и Анатолий Выборный пожаловались на открытое письмо, подписанное тысячей учёных в сентябре, перед думским голосованием за реформу РАН.

- В том письме мы хотели обратить внимание руководства страны на то, что вопросы, связанные с наукой, у нас решают депутаты, которые не имеют морального права это делать, - напоминает "Фонтанке" Александр Фрадков, один из инициаторов сентябрьского письма. - Потому что в вопросах научной этики они испачкались. Они не понимают, что такое научная этика. И не могут судить о науке.

К письму учёные приложили список из имён 25 депутатов нижней палаты, "заподозренных в фальсификации диссертационных работ". В нём значатся 21 депутат от "Единой России" и четверо от ЛДПР.

Вот они: Ришат Абубакиров ("Единая Россия"), Елена Афанасьева ("ЕР"), Григорий Балыхин ("ЕР"), Ольга Баталина ("ЕР"), Александр Богомаз ("ЕР"), Николай Булаев ("ЕР"), Владимир Бурматов ("ЕР"), Владимир Васильев ("ЕР"), Илья Дроздов (ЛДПР), Игорь Игошин ("ЕР"), Ризван Курбанов ("ЕР"), Игорь Лебедев (ЛДПР), Олег Лебедев ("ЕР"), Надежда Максимова ("ЕР"), Андрей Мурга ("ЕР"), Юрий Напсо (ЛДПР), Николай Панков ("ЕР"), Андрей Скоч ("ЕР"), Михаил Тарасенко ("ЕР"), Алексей Ткачев ("ЕР"), Александр Фокин ("ЕР"), Айрат Хайруллин ("ЕР"), Надежда Школкина ("ЕР"), Виктор Шрейдер ("ЕР").

Список снабжён подробными расшифровками, где и как искать доказательства фальсификаций. (С полным текстом письма учёных можно ознакомиться на сайте Общества научных работников).

Тем, кто фигурировал в списке, предлагали уйти в отставку из соображений этики.

- Мы обращались к депутатам, предлагая им добровольно сложить полномочия, - продолжает Фрадков. - Потому что это просто неэтично с их стороны - оставаться народными избранниками.

Всамделишные доктора и кандидаты позволили себе возмутительные намёки: дескать, тот, кто "пошел на подлог при защите диссертации, присвоив результаты чужой интеллектуальной деятельности", мог ведь совершить и "иные нарушения законодательства". И даже если со времени защиты прошло много лет, то "истечение срока давности не может превратить преступление в добродетель, сделать обманщика честным человеком, безграмотного неуча - настоящим ученым".

Трудно сказать, что поняли депутаты из письма учёных, оперировавших понятиями "этичность" и "честность". В отставку не подал ни один.

- Депутаты обиделись, - говорит Фрадков. - Больше всех - Игорь Лебедев. Депутата Выборного в нашем списке не было, видимо, Лебедев попросил его помочь составить обращение, потому что тот раньше работал в военной прокуратуре. Сам Лебедев шумел, что будет жаловаться и обращаться в правоохранительные органы. Вот он и обратился.

Лебедев направил запрос в Генеральную прокуратуру. Поскольку под обращением учёных стоял рабочий адрес Александра Фрадкова, запрос был переправлен в Петербург. И уже здесь городская прокуратура пригласила доктора наук "на совещание для дачи письменной информации".

- Что это за процессуальное действие, мне не может сказать никто из юристов, - удивляется Александр Фрадков.

Пока он ответил прокуратуре письменно: попросил объяснить ему процессуальный статус "совещания для дачи письменной информации". "Фонтанка" обратилась в прокуратуру Санкт-Петербурга с такой же просьбой, но ответа пока не получила. Как, впрочем, и учёный. Но всё равно, если надзорное ведомство хочет его видеть, "совещание" с четверга придётся перенести на другой день. Потому что как раз 17 октября у настоящего доктора наук Фрадкова настоящая аспирантка защищает настоящую диссертацию. Если, конечно, это считается уважительной причиной.

От "Брегета" до "Диссернета"

К сожалению, депутат Игорь Лебедев не объяснил "Фонтанке", что в письме учёных ранило его сильнее всего и чего он добивается с помощью Генеральной прокуратуры. Его пресс-секретарь пообещала, что Игорь Владимирович с нами свяжется, как только освободится. Но во вторник он, видимо, так и не освободился. Мы ждём его комментария в любое время, когда депутат будет не так сильно занят.

Один из создателей сообщества "Диссернет", журналист Сергей Пархоменко, считает обращение в прокуратуру чем-то вроде "сицилианской защиты".

- Это попытка оказать силовое давление со стороны людей, которые оказались нечистоплотны, - полагает он. - Поскольку по существу им ответить нечего, начинаются запугивания. А для запугиваний проще всего привлечь силовые ведомства, в том числе - прокуратуру. Если она у депутатов находится на подтанцовках, то её можно так использовать.

Почему один депутат Лебедев обиделся за всех коллег, Сергей Пархоменко не представляет. Лебедева не "обижали" больше, чем других.


- Просто на нём шапка горит, - предполагает Пархоменко. - На некоторых она только тлеет, дымок идёт, а на нём вспыхивает ярким пламенем.

Отчасти Сергей Пархоменко понимает Игоря Лебедева и его товарищей по спискам "Диссернета": очень хочется получить научную степень. "Вещь, как выяснилось, недорогая, зато производит впечатление", - объясняет журналист.

- У этих людей есть большие проблемы со знаками отличия, - сочувствует им Пархоменко. - Почему в этой же среде происходит такое же безумие по части часов? Почему люди надевают на руку гигантские куски золота, многодесятитысячные, как у них это называется, "котлы", загадочные "Брегеты", поразительные "Улисс Нарден"? Да потому, что вставлять кольца в нос пока ещё не принято, а нацепить дорогую бижутерию хочется. Одна возможность - это часы. Другая - научная степень.

Такое бескорыстное украшение себя - это для людей, скорее, "романтического" склада. Более прагматичная публика, по словам Пархоменко, использует научные звания в целях материальных.

- Как известно, преподавательская и авторская деятельность - это то, чем разрешено заниматься депутатам, - продолжает он. - И это очень хороший способ "отмыва" неправомерно полученных доходов. На вопрос, откуда деньги, всегда можно ответить: как же, я профессор, я читал лекции, мне платили большие деньги, я получил гонорар за книгу. Всё, конечно, можно при желании проверить, но в первом приближении на этом вопросы заканчиваются.

Антиплагиата.нет

"Обиделся", видимо, не только либеральный демократ Лебедев, но, если верить Сергею Пархоменко, ещё и министр культуры.

На сайте Российской государственной библиотеки с прошлой недели висит сообщение: "C 11.10.2013 приостановлено оказание услуги "Проведение проверки текстовых документов на наличие заимствований/совпадений по полнотекстовой базе Электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки (ЭБД РГБ) с использованием системы "Антиплагиат.РГБ".

- Каждый, кто обращался на сайт "Антиплагиата", пользовался фондом РГБ, - объясняет Сергей Пархоменко, как работал механизм. - Он сравнивал текст со всем электронным фондом диссертаций, которые хранятся в РГБ. Вот эту связь библиотека обрубила. "Антиплагиат" продолжает работать, но теперь "не видит" текстов, которые лежат в электронном фонде диссертаций.

Таким способом, не исключает журналист, хотели помешать "Диссернету". Но помешали как раз тем, кто "Диссернетом" для проверок не пользовался.

- "Диссернет" не паразитирует на системе "Антиплагиат", наши экспертизы строятся совсем на других программных продуктах, созданных нашими активистами, - продолжает Пархоменко. - Мы проводим сравнения с текстами, которые в любом случае можно найти в Интернете. Так что это - удар не по нашему сообществу, а по всем людям, которые хотели бы что-то проверить на некорректные заимствования.

Он считает, что здесь не обошлось без инициативы Министерства культуры, которому подчиняется РГБ, как и все остальные библиотеки.

- Именно Министерство культуры распорядилось закрыть доступ, сославшись на какие-то странные, как они выразились, "проблемы с документами", - говорит он. - Непонятно, какие "проблемы с документами" могут быть у системы, которая много лет успешно работала.

Директор Российской государственной библиотеки Александр Вислый отказался объяснить "Фонтанке", что случилось с диссертационной базой. В пресс-службе РГБ сообщили, что он эту тему не комментирует. Но заверили, что база будет запущена уже в среду, 16 октября. Временная приостановка её работы объясняется исключительно техническими проблемами. Которые вот-вот будут решены.

Ирина Тумакова,
"Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях