По мнению руководства Федеральной налоговой службы, перед заключением контрактов бизнесмены должны проверять своих контрагентов. Причем официальные данные самой инспекции и подтверждения сдачи партнером налоговой отчетности не свидетельствуют о его добросовестности.
Согласно разъяснениям, подписанным заместителем руководителя фискального ведомства Светланой Андрющенко, «налоговые органы не несут ответственности за выбор компанией контрагентов и возможное в связи с этим наступление для нее неблагоприятных последствий, в том числе налоговых». При этом к добросовестному бизнесмену могут применяться порой карательные санкции, если «он действовал без должной осмотрительности и осторожности». Например – купил партию товара у фирмы-однодневки и т.д.
В то же время четких критериев проверки контрагентов фискальное ведомство не предлагает. Более того, Светлана Андрющенко критически оценивает любую информацию, в том числе предоставленную самими налоговиками. Например, наличие выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), по ее мнению, подтверждает только факт государственной регистрации фирмы и не исключает её создания не в целях осуществления реальной предпринимательской деятельности. Не является подтверждением благонадежности партнера и доказательство предоставления им налоговой декларации.
Для предупреждения проверок и санкций Светлана Андрющенко предлагает законопослушным компаниям проводить масштабную проверку будущих контрагентов, в том числе исследовать подтверждающие полномочия руководителя документы, информацию о фактическом месте нахождения (адресе), наличии производственных или торговых площадей, свидетельства возможности реального выполнения условий договора и пр.
Подозрительной также предлагается считать коммерческую деятельность «без наличия разумных экономических или иных причин», построенную на основе заключения договоров с перекупщиками или посредниками («цепочка контрагентов»).
Помогать бизнесменам фискальное ведомство не считает возможным: «Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или об их нарушениях», – констатирует Светлана Андрющенко.
По данным управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, за первые 9 месяцев этого года инспекторы провели 1180 выездных проверок работающих в Северной столице организаций, 1168 из которых (99 процентов) были уличены в нарушении законодательства. Общая сумма доначисленных налогов, пеней и штрафов превысила 8,5 млрд рублей.