Федеральная антимонопольная служба намерена реформировать рынок похоронных услуг. Предлагаемые изменения законодательства призваны обеспечить конкуренцию в этой сфере, что, соответственно, гарантирует родственникам умерших получение качественных услуг по приемлемым ценам, а для защиты потребителей от «черных (нелегальных) похоронщиков» участники рынка должны будут вступить в СРО и соблюдать специальные правилам похоронной этики. Законопроект о такой реформе 29 марта был представлен для публичных обсуждений.
Барьеры для развития конкуренции на рынке ритуальных услуг в настоящее время, по данным антимонопольного ведомства, установлены непосредственно действующим федеральным законом «О погребении и похоронном деле». В частности, деятельность по захоронению, организации и проведению обряда прощания, по транспортированию тела и т.д. вправе оказывать только специализированные службы:
«При этом родственники умерших лишены как права выбора более качественных услуг, так и возможности контроля качества и права на возмещение морального вреда, причиненного недобросовестными действиями сотрудников специализированных служб», – полагают в ФАС.
Другим фактором, оказывающими существенное влияние на монополизацию рынка, остается ограничение допуска конкурирующих с госпредприятиями компаний на кладбища. Кроме того, значительная доля услуг оказывается на «черном рынке» – гражданами, не являющимися предпринимателями: они предлагают низкие цены, однако, по утверждению ФАС, качество их услуг не соответствует общепринятым нормам.
Для предупреждения подобных нарушений предлагается разрешить оказывать похоронные услуги всем хозяйствующим субъектам, но при соблюдении двух условий: членство в саморегулируемой организации (СРО) и соответствие ряду объективных требований (наличие специального оборудования, образования и т.д.). Муниципальным властям запрещается наделять отдельные предприятия особым статусом по оказанию ритуальных услуг.
Участники рынка также обязаны будут соблюдать правила похоронной этики, в частности – не навязывать не соответствующие волеизъявлению умершего религиозные и иные обряды, символику и музыку, не обращаться к понесшим утрату лицам с предложениями о предоставлении ритуальных услуг, хранить в тайне информацию о фактах смерти гражданина и т.д. По мнению ФАС, кроме антимонопольной составляющей введение таких мер несет на себе этическо-гуманитарную основу, защищающую права граждан.
Законопроектом регламентируется и порядок содержания кладбищ, в частности обязывает муниципалитеты раз в пять лет проводить инвентаризацию захоронений и допускает «национализацию» бесхозных могил. На них может устанавливаться специальная информационная табличка, и если родственники захороненного в течение трех лет не подтвердят желание сохранить могилу, то она может быть использована вновь. Повторное захоронение на мемориальных, военных мемориальных и воинских кладбищах не допускается.
Также допускается создание частных кладбищ. Они могут размещаться на земельных участках, арендованных частной компанией или предпринимателем (оператором кладбища) на срок не менее 49 лет. При этом контроль за их деятельностью, ведение реестров и пр. сохраняется за муниципальными администрациями.
Первый этап реформы ФАС намерено завершить уже к началу 2013 года.