Покупатели и продавцы квартир, комнат, домов и иных объектов недвижимости в Санкт-Петербурге оказались заложниками проводимой уже несколько лет административной реформы. Сегодня для сдачи документов в управление Росреестра (ФРС, именуемого в Северной столице ГБР) приходится отстоять многочасовые, а порой и многодневные очереди. Но предъявить претензии чиновникам у них даже нет права: ранее действующий регламент утратил силу, а новый – еще не утвержден.
Многие петербуржцы, вынужденные тратить десятки часов, дабы попасть к заветному окну, связывают возникшие проблемы с переездом регистрирующего органа в Единый центр документов (ЕЦД). Однако на практике выясняется, что дело совсем не в новом месте «прописки» органа.
Жизнь по талонам
По словам Марии, пытавшейся зарегистрировать право полученную по наследству квартиру, обращение в ГБР стало пыткой: «Чтобы успеть взять талончик, приходится в 6 утра занимать очередь, и не факт, что в 9-30 ты будешь счастливым обладателем заветного номера. Еще на улице формируются незаконные списочные очереди, агенты просто не дают обычным людям прорваться к стойкам с талонами. Мифические дополнительные талоны могут появиться к 16-17 часам, а потому людям приходится сидеть с 9, а то и с 6 утра. На талоне даже приблизительно не пишется время приема, а окно ожидает клиента на более 3-х минут. Если отлучился – сам виноват, ожидайте до конца приема основных талонов.
При этом рядом располагается зал платной подачи документов – в нем тишина, уют и спокойствие. Вся работа построена таким образом, что людей просто вынуждают оплатить дополнительные 3 тысячи за услуги и еще 800 рублей за доверенность, чтобы спасти свое время и нервы», – жалуется Мария.
В самом Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (Росреестра) не отрицают наличие проблем и пытаются их разрешить: «Сегодня перед управлением стоит сложная задача – повышения качества и доступности предоставляемых государственных услуг в условиях ограниченного финансирования и дефицита квалифицированных, ответственных и заинтересованных кадров, – поясняет Мария Мельникова, заместитель руководителя ГБР. – Ежедневно выдается до 600 талонов – это количество обусловлено, прежде всего, количеством сотрудников на приеме документов. Ведь талон является гарантией того, что заявитель будет обслужен в тот же день. При этом наши специалисты следят за тем, чтобы талоны для тех заявителей, которые обращаются со своими документами самостоятельно, можно было получить постоянно в течение всего дня».
Кроме того, по ее словам, в порядке «живой очереди» (без талонов) происходит выдача всех документов, подача дополнительных материалов и заявлений на исправление технической ошибки. Отдельные окна оборудованы для приема документов от льготных категорий граждан.
Виртуальная недвижимость
В ГБР напоминают об альтернативных способах удаленной подачи документов, использование которых позволит сэкономить время и силы. Это и почта, и интернет-сервис.
Отправить документы ценным письмом с описью вложения можно уже больше года – такую возможность законодатели предоставили 1 марта 2010 года («Фонтанка» http://www.fontanka.ru/2010/01/21/036 первой написала об этом). Однако до похода в отделение связи желающим зарегистрировать квартиру или иную недвижимость предстоит обратиться к нотариусу – только удостоверенные им документы ГБР принимает в конвертах. Такой способ удобен, в частности, для участников «дачной амнистии» – достаточно заверить только заявление, что обойдется примерно в 300-400 рублей (100 рублей официального тарифа и еще 200-300 - «мзда» за «технические» работы). А вот за удостоверение сделки купли-продажи, например, «двушки» за 4 млн рублей нотариус потребует заплатить минимум 15-20 тысяч.
А с 1 апреля этого года сведения по расположенным в Санкт-Петербурге объектам недвижимости или Государственного кадастра недвижимости можно запросить через http://portal.rosreestr.ru/wps/portal/cc_gkn портал электронных услуг Росреестра. После оплаты соответствующей пошлины заявитель получает документ в электронной или бумажной (почтой) форме. Только за первые три с половиной месяца этого года сервер предоставил почти 120 тысяч выписок.
Также предлагается скачать специальное программное обеспечение: оно позволяет предварительно подготовить данные для регистрации, которые в электронном виде принимаются в специально отведенных окнах. «За четыре месяца прошлого года принято более 26 тысяч пакетов документов на электронных носителях, в первом квартале этого – уже больше 30 тысяч», – констатирует Мария Мельникова.
Бои без правил
Однако для большинства продавцов и покупателей квартир именно визит в ГБР остается на сегодняшний день основным способом подачи документов на регистрацию. И полсотни действующих окон все же недостаточно для своевременного удовлетворения их потребностей.
При этом у петербуржцев нет оснований предъявлять претензии к Росреестру, даже если они будут стоять в очереди месяцами. Еще год назад это было возможно: утвержденный Министерством юстиции РФ административный регламент определял, что максимальное время ожидания в очереди при подаче документов на государственную регистрацию прав не должно превышать 45 минут, при получении документов – 15 минут, на консультацию – 30 минут и т.д. Однако полтора года назад регистрирующее ведомство в очередной раз реформировали и передали в подчинение Министерству экономического развития РФ, а потому в сентябре 2010 года прежний административный регламент утратил силу.
Вместе с ним посетители лишились прав на качественный сервис. Проект http://www.rosreestr.ru/document/projects/1147325 нового административного регламента был разработан и опубликован еще осенью минувшего года: в нем также детально прописываются все процедуры, включая время ожидания (25-45 минут) и даже требования к «шаговой доступности» отделений Росреестра от остановок общественного транспорта и обязательное оборудование всего маршрута информационными указателями (в ЕЦД они уже имеются). Однако оный документ до сих пор не утвержден, и в ведомстве не смогли пояснить судьбу долгожданного регламента.
Но вряд ли вступление в силу нормативного акта сразу решит все проблемы и ускорит прохождение очереди. С другой стороны – у заявителей появится право не только требовать от ГБР выполнения регламента (даже при наличии у него уважительных причин), но и получать компенсацию. «Возмещение убытков со стороны госоргана теоретически возможно, но только в судебном порядке и только в тех случаях, когда госорганом допущено нарушение установленной законом процедуры, - констатирует Валентина Бейцюк, старший юрист нашей юридической компании Pen&Paper. - Она может выражаться как в принятии незаконного решения, так и в совершении незаконных действий или бездействии. При этом пострадавший должен доказать факт нарушения, размер понесенных гражданином убытков, морального вреда. Положительная судебная практика по требованиям о возмещении вреда, причиненного решением, действием или бездействием госоргана, крайне ограниченна».
Адвокат Наталия Сибгатулина также отмечает, что законодательством предусмотрена возможность взыскать компенсации за несвоевременное обслуживание, но реальной практики нет.
По словам Марии Мельниковой, ожидается открытие дополнительных окон в ЕЦД, а также организация приема и выдачи документов от граждан на базе многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ). Кроме того, посетителям рекомендуется выбирать для визита, например, среду или пятницу: «По нашим наблюдениям максимальная активность заявителей приходится на субботу, вторник и четверг», – констатировали в ведомстве. Неприемные дни в ГБР – воскресенье и понедельник.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру