Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд наших обозревателей, новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.
Понедельник, 2 мая
В клубе Place выступает Борис Гребенщиков с сольной программой. Последние несколько лет группа «Аквариум» находится в великолепной форме, дает запоминающиеся концерты в разных составах, вспоминая и старые песни, и исполняя совершенно новые. Такого «квартирника» с БГ, поющим под гитару, ощутимо не хватало, впрочем, о подпольных 80-х вспоминать тут неудобно: при цене на билеты в 3 тысячи рублей концерту подошел бы слоган «солидный Господь для солидных господ». Начало в 20.00.
В книжном магазине «Порядок слов» Александр Сокуров показывает снятый под его руководством фильм «Петербург. Хроника разрушений». Посвященный, как и следует из названия, тем изменениям, которые претерпел город в последние годы в результате градостроительства. В обсуждении фильма попробуют выйти на более широкую тему – с помощью архитектурного критика Ильи Архипенко. Он расскажет о книге американки Джейн Джейкобс «Жизнь и смерть больших городов», в которой любая градостроительная политика подвергается критике, а идеальным способом развития современного города провозглашается хаотичный. Начало в 19.30.
В клубе «Китайский летчик Джао Да» – группы Scofferlane и Little God, англоманский рок отечественного происхождения, который пришелся очень по душе критику Артемию Троицкому. Scofferlane играют нервический и крикливый постпанк – таких групп в России за последние десять лет появилось предостаточно, – впрочем, Scofferlane не просто копируют стилистику, а будто живут в Манчестере начала 80-х, им как-то очень хочется верить. Начало в 20.00.
Только что получившая «Золотую маску» как лучшая балерина, Екатерина Кондаурова исполняет главную партию в «Баядерке» на сцене Мариинского театра. Начало в 19.00.
На сцене Молодежного театра на Фонтанке к жизни возродится старый спектакль Романа Виктюка «Элеонора. Последняя ночь в Питтсбурге», примечательный прежде всего тем, что это драматическое соло знаковой петербургской актрисы Ирины Соколовой – к тому же в роли легендарной Элеоноры Дузе. Начало в 18.00.
В кинопрокате – «Смелый большой панда» («Little Big Panda»), немецко-китайский мультик в 3D, рассказывающий про веселую, соответственно, панду, которая спасает родной лес от злых застройщиков и преодолевает собственную лень. Ощущение дежавю, конечно, не покидает, но в ожидании второй «Кунг-фу панды» фильм может сойти за развернутый трейлер, пусть и китайский, как всё паленое.
Вторник 3 мая
В Концертном зале Мариинки – вечер одноактных балетов. Сначала – «Кармен-сюита»: Ульяна Лопаткина в репертуаре Майи Плисецкой. Во втором отделении – «Предчувствие весны» в постановке артиста театра Юрия Смекалова. Начало в 19.00.
Фонд Михаила Шемякина представляет выставку «Монстры. Мифологические персонажи». 150 работ из коллекции художника отражают многообразие чудищ, созданных человеческим воображением в разное время в разных культурах, – от сфинксов, кентавров и грифонов до фантазий Босха и Гойи. Проект продолжает цикл «Воображаемый музей Михаила Шемякина» и показывает результаты исследований Шемякина в области символов и мифологии, которыми он занимается уже 40 лет.
Мариинский театр показывает центральную премьеру нынешнего сезона – оперу Родиона Щедрина «Мертвые души» в постановке режиссера Василия Бархатова и художника Зиновия Марголина. Спектакль получился как минимум незаурядным: успешному тандему (только на мариинской сцене Бархатов и Марголин поставили за последние годы четыре оперных спектакля – «Енуфу», «Бенвенуто Челлини», «Отелло» и «Братьев Карамазовых») удалось театрально переосмыслить весь объем гоголевского сюжета, не транспонируя его по привычной режиссерской моде в сегодняшний день, но насыщая действие узнаваемыми современными обертонами. Начало в 19.00.
В галерее «Борей» открываются две выставки. В малом зале в проекте «Борей-Татьяна-Живопись» известный художник Анатолий Заславский представляет несколько живописных работ – своих и своих друзей и посвященных образу некоей Татьяны, хозяйки галерейного кафе-клуба, которая недавно также снялась в главной роли в фильме Бакура Бакурадзе «Охотник». В других залах можно увидеть живопись и монотипии Елены Щелчковой: краски «земляных» тонов – зеленые, красные, коричневые – превращаются в пейзажи, натюрморты, лица, а название выставке дала картина со старым телефоном «Позвони маме, чтобы она сказала, что черная полоса скоро пройдет».
Музей Ахматовой показывает выставку «На берегах Невы», сделанную по мотивам книги Ирины Одоевцевой, ученицы Николая Гумилева, поэтессы и мемуаристки. Привычные адреса и маршруты оживают, когда обнаруживается их присутствие в жизни людей другой эпохи, – выставка посвящена литературным кругам Серебряного века.
Среда 4 мая
Музей городской скульптуры приглашает на выставку скульптуры (и немножко живописи) Михаила Едомского «Люди труда»: военные и дворники, строители и почтальоны вырублены и вырезаны из дерева, раскрашены яркой гуашью. Издалека их ряд похож на провинциальный иконостас, вблизи они грубоваты и забавны, как персонажи лубка, – неулыбчивый северный народец, привычный петербургский люд.
Четверг 5 мая
На экраны выходит «Ханна. Совершенное оружие» («Hanna») Джо Райта, автора экранизации «Гордости и предубеждения» с Кирой Найтли, – боевик про выросшую в лесах девочку, дочку суперагента, которую тот воспитал как лучшего бойца. И отправил бороться со спецслужбами. Главный фокус тут не в лихо закрученном действии и даже не в сочетании боевика и детского кино, а в том, насколько впечатляюще всё это снято. Плюс еще Кейт Бланшетт в образе женщины-вамп из мировой закулисы и совершенно инопланетная звезда последнего фильма Майкла Мура «Милые кости» Сирша Ронан в главной роли.
В прокат выходит «Парень с Марса» – работа Сергея Осипьяна, сценариста, дебютировавшего в режиссуре год назад показанным на «Кинотавре» фильмом «Явление природы». Фестивальное кино Осипьян больше снимать не захотел, а взялся за самое что ни на есть народное – снял комедию про менеджера среднего звена, работающего на шоколадной фабрике. Кого-то вроде Бога тут играет знаменитый литовский актер Владас Багдонас, а артист Игорь Черневич в очередной раз является на экране в милицейском кителе.
В Особняке Румянцева открывается выставка «300 лет петербургской печати», рассказывающая об истории журналистики, издательского дела, полиграфии со знаменательной даты – 11 мая 1711 года, когда по указу Петра I начала выходить первая российская газета «Ведомости».
На экраны выходит вторая часть «Утомленных солнцем-2» – «Цитадель». Вроде бы «фотожаб» пока не видно, а особенно отличившийся по этой части год назад Артемий Лебедев сам смастерил постеры к фильму с демоническими Котовым и Сталиным. С «Цитаделью» другая проблема. С куда большим нетерпением ждут очередной выпуск «Бесогон-ТВ» или свеженького манифеста просвещенного консерватизма. И на фоне бурной общественной деятельности Михалкова «Цитадель» уже кажется каплей в море.
На сцене театра «Буфф» (Заневский проспект, 26) премьера модной бродвейской комедии Кена Людвига «Примадонны», очередной вариации на тему «В джазе только девушки» (а на самом деле, как известно, не только девушки, но есть и переодетые мужчины). Ставит спектакль звезда шоу Евгения Петросяна «Кривое зеркало» Михаил Смирнов, так что об адекватном отражении бродвейского юмора мечтать не приходится. Начало в 18.00.
Пятница 6 мая
В малом зале «Манежа» можно увидеть свежие инсталляции двух современных художников Петербурга – Андрея Рудьева и Петра Швецова. На первом этаже – «Так далеко, так близко» Рудьева, на втором – «Горизонт событий» Швецова, а вся выставка названа «Последовательные действия». Эти два автора действительно принадлежат одной эстетике: оба любят работать с найденными материалами и объектами – от рубероида и металлических листов до старых вывесок и бытовых предметов, сводить воедино классическую живопись и промышленный пейзаж, кракелюры и массовую культуру, кроме того, они давно дружат и делают совместные проекты.
В Концертном зале Мариинки с сольной программой выступает выдающаяся британская органистка Джейн Паркер-Смит, одна из самых ярких звезд современной английской музыкальной сцены. Европейское органное исполнительство переживает в последние десятилетия явный расцвет, но случай Паркер-Смит – особый: она записывается на главных музыкальных лейблах мира, концертирует на лучших площадках и выступает с первыми музыкантами планеты. В программе петербургского дебюта – полная панорама органной музыки от барокко и Баха до Листа и французских романтиков. Начало в 19.00.
Музей театрального и музыкального искусства (площадь Островского, 6) показывает выставку «Путь Акимова. От буффонады к трагедии», посвященную Николаю Акимову, руководителю ленинградского Театра комедии в 1930-60-е годы. Несколько музеев и театров собрали его эскизы декораций и костюмов, графику, режиссерские разработки, макеты спектаклей, в том числе знаменитых «Тени» (1940) и «Обыкновенного чуда» (1956). Покажут фрагменты кинолент, в создании которых участвовал Акимов, – среди них «Кащей Бессмертный» и «Золушка». А костюм Гертруды из «Гамлета» будет участвовать в специальном театрализованном дефиле.
Суббота 7 мая
В Эрмитаже открывается выставка британского художника и скульптора Генри Мура (1898-1986). Шесть скульптур в залах и три во дворе отражают две основные линии его творчества, по преимуществу вписывающегося в рамки сюрреализма: эксперименты с разбором изображения человеческого тела на части и поиски выразительности абстрактных композиций. 78 листов «Рисунки в убежище» были сделаны в Лондоне с сентября 1940-го по май 1941 года. Война показана и с советской стороны – в выставку включены 16 рисунков архитектора Александра Никольского, показывающих осажденный Ленинград, в том числе бомбоубежища Эрмитажа.
В Большом театре кукол устраивают премьеру спектакля для семейного просмотра «О солдате, танцовщице, тролле и человеке» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Имя режиссера Яны Туминой гарантирует, что зрелище будет необычным и изобретательным. Имена учеников Руслана Кудашова – молодых артистов Екатерины Белевич, Дениса Казачука и Михаила Ложкина – обещают актерскую самоотдачу, эмоциональное и техничное исполнение. Начало в 14.00 и 16.30.
Мариинка продолжает осваивать пространство своего концертного зала как театральную площадку: одноактную оперу Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе» поставил здесь австрийский режиссер Михаэль Штурмингер, уже знакомый петербургской публике по осовремененному моцартовскому «Идоменею», что идет на основной мариинской сцене. В «Ариадне на Наксосе» режиссура Штурмингера не столь навязчива и не мешает слушать одну из лучших оперных партитур первой половины ХХ века. За дирижерский пульт встанет американец Кристиан Кнапп – ученик Ильи Мусина и вдохновенный пропагандист современной музыки. Начало в 19.00.
В клубе «Зал ожидания» играют финны Eläkeläiset (что в переводе значит «пенсионеры»); потешные песни, по большей части кавер-версии на всевозможные эстрадные хиты, от Мадонны до Dead Kennedys, в застольной обработке, а именно с аккордеоном и гнусавым пением. Начало в 20.00.
На экраны кинотеатров города выходит «Пастырь» («Priest») – вампирско-религиозный хоррор с Полом Беттани, действие которого развивается в будущем. Скотт Стюарт прежде работал над спецэффектами в «Городе грехов», «Марс атакует!» и «Грайндхаусе», а теперь сам решил сесть в режиссерское кресло. И сделал зрелище настолько барочное – тут тебе и монахи, и вампиры, и слизняки-мутанты, и ковбои, – что, кажется, оно должно привлечь вообще всех, кому на майские праздники будет нечего делать. К тому же в 3D, так что рябь в глазах зрителям точно обеспечена.
В клубе Place – американский дуэт The American Dollar, играющий тягучую инструментальную музыку на основе эмбиента и гитарных наигрышей. Начало в 20.00.
Воскресенье 8 мая
Музей-заповедник «Гатчина» отмечает свой день рождения. Гостям будет предложен разнообразный выбор экскурсий, посвященных разным историческим эпохам и персонажам. Вопреки обыкновению, можно будет посетить даже залы, закрытые на реставрацию. Завершится праздник концертом классической музыки.
В клубе «Китайский летчик Джао Да» выступает Женя Любич, бывшая вокалистка группы Nouvelle Vague, начавшая удачную сольную карьеру. Она исполняет артистичные и гладкие песни демократичного радиоформата. Концерт будет акустическим, а начнется в 20.00.
Над материалом работали: Егор Галенко (современная музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Дмитрий Ренанский (опера и академическая музыка), Инна Скляревская (балет), Иван Чувиляев (кино).
Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.
Фото: aquarium.ru, scofferlane.com, «Люксор», mariinsky.ru, gmgs.ru, Focus Features, «Централ Партнершип», manege.spb.ru, пресс-служба Государственного Эрмитажа, WDSSPR, gatchinapalace.ru.
«Фонтанка.ру»