Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Иммануил Кант бомбардировку Ливии не одобрил бы

Иммануил Кант бомбардировку Ливии не одобрил бы

365
segodnya.ua

О несправедливости забвения великого Иммануила Канта рассуждали в Конституционном суде на Шестых Сенатских чтениях. Широко известный в узких кругах доктор наук РАН Эрих Соловьев уверен, что немецкий философ, живший в XVIII веке, предвидел опасность ядерной войны, сформулировал модель идеального государства и уж точно не одобрил бы насильственной защиты прав человека, которая получила большое распространение через два столетия после его смерти.

Темой шестых Сенатских чтений было избрано «Понятие права в учении Иммануила Канта о вечном мире: значение для современной доктрины и практики». Почему именно на этого немецкого философа пал выбор, глава КС РФ Валерий Зорькин во вступительной речи дал такое объяснение, которое немного напрягло и встревожило. «Наслаждаться необходимо в часы благоденствия, а в часы трудности – размышлять. Безусловно, 2011 год – это время для размышлений», - намекнул на что-то заслуженный юрист и передал слово основному докладчику. На эту роль был приглашен признанный специалист в области западноевропейской философии, главный научный сотрудник Института философии Российской академии наук Эрих Соловьев. Этика и философско-правовое учение Канта — одна из областей его исследований.

Как следует из выступления Соловьева, осмысление понятия права пришло к Канту через размышления о сущности и целесообразности войны. Изучая труды философа, кантоведы отметили, что окончательное мнение по этому поводу у него сложилось не сразу. Если в сочинениях 80-х годов он склонялся к толкованию войн, как к одной из хитростей разума, которая способна «обратить раздоры между отдельными индивидуумами и консолидированными группами людей на пользу человеческого рода в целом», то к середине 90-х годов философ точно утвердился : «война исторически изжила себя, преимущества, которые раньше с ней связывались, теперь должно и возможно обеспечить в условиях мира и только мира».

Исследователей кантовского наследия весьма впечатлил тот факт, что «Кант, не знавший ничего подобного современному оружию массового уничтожения, думал как раз о предельном риске глобальной войны, он говорил об истребительной войне, которая позволила бы установиться вечном миру лишь на великом кладбище человечества». По словам Эриха Соловьева, главное отличие Иммануила Канта от большинства пацифистов своего времени, в том, что «в своем размышлении отправляется от самой худшей из возможных перспектив, он замыслил войну такой, какой ее на деле увидел лишь термоядерный век». Но при этом родоначальник немецкой классической философии не мечтал о «полной гармонии, которая «однажды возьмет и диалектически устранит все людские противоречия и конфликты».

«Никаких проектов земного рая Кант не приемлет, в нашем случае лишь правоупорядочение людских притязаний, - заявил слушателям чтений докладчик. - Вот где в философско-исторических рассуждениях Канта появляется образ права». В этом смысле мысли немецкого философа перекликаются с умозаключением его российского «коллеги» Владимира Соловьева, заявившего через столетие, что «задача права — не сделать Царство Божие на земле, а чтобы не превратить жизнь людей в Ад». В понимании Канта, идеальное государственное устройство — это республика, но не в современном ее значении. Республиканский порядок возможен при пяти постулатах:

- конституционное признание прав человека
- реальное и действенное верховенство закона
- равенство поданных перед законом
- принцип разделения властей
- господство правила «каждый обязан подчиниться лишь такому закону, на который он сам дал согласие.

«Стоит внимательнее вглядеться в этот перечень и делается ясным, что республика Канта есть ничто иное как предвосхищение достаточно полного образа правового государства», - резюмировал Эрих Соловьев. Позже, отвечая на вопросы журналистов, исследователь заявил, что Кант актуален для сегодняшнего мира, прежде всего потому, что сумел предсказать и объяснить многие процессы современности. Его учение не просто можно, - нужно применять в условиях XXI века. Миротворческие миссии с оружием в руках Иммануил Кант, по мнению Соловьева, резко осудил бы. Потому что нельзя защищать права и свободы человека при помощи насилия. «Думаю, то, что сейчас происходит в Ливии, у него не вызвало бы одобрения», - предположил он.

Между тем, Валерий Зорькин не совсем согласен с мыслителем XVIII, он с сожалением констатировал, что право в чистом виде сегодня вряд ли может стать оружием мира. И без насильственных действий гармонии не достигнуть, - считает глава Конституционного суда, отмечая, что для России было бы более результативно, если бы учение Канта воплотилось в жизнь «в соавторстве» с Георгом Гегелем. Симпатия Зорькина к авторитаризму давно известна. В частности, об этом он говорил на первых Сенатских чтениях, оговариваясь, впрочем, что, принимая волевые решения, власть не должна опускаться до планки диктатуры, а авторитарные элементы допустимы только в рамках Конституции.

Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях