Реклама

Сейчас

+8˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+8˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 4

3 м/с, с-з

758мм

54%

Подробнее

Пробки

1/10

Реклама

Странное следственное решение

1755
ПоделитьсяПоделиться

В начале этого лета из "Крестов" вышли некие Валерий Федоров и Сергей Литвищенко. Проведя в заключении шесть месяцев, эти люди получили неожиданную свободу. Неожиданную потому, что оба обвиняются в совершении серьезного преступления – похищении человека. Собранные доказательства по уголовному делу вполне ясно дают представление о роли каждого из фигурантов в совершенном злодеянии. Следствие, кстати, еще идет. Поэтому тем более странной выглядит внезапно обретенная свобода возможных участников похищения.

42-летний питерский бизнесмен Игорь Яблонских, один из акционеров сельхозпредприятия ЗАО "Щеглово",  был похищен 1 ноября 2009 года. Его продержали в заложниках пять дней. Постоянно били. А отпустили после того, как он подписал договор дарения своего 20-процентного пакета акций на имя Литвищенко, которого до встречи у нотариуса в глаза никогда не видел. За всей этой историей, полагает Игорь Яблонских (и как еще считает следствие), стоял Валерий Федоров. Он также являлся одним из акционеров ЗАО "Щеглово", владел 37 процентами акций, и,  как говорят другие акционеры, очень хотел заполучить контрольный пакет. А уж потом и полный контроль над землями сельхозпредприятия. Ее стоимость оценивается в сотни миллионов рублей.

– Федоров появился в нашей компании пару лет назад. Показался человеком грамотным, – рассказывает Марат Хамитов, генеральный директор ЗАО "Щеглово". – Он вообще умел убеждать всех в своих невероятных способностях и возможностях. Мы ему поверили, вместе с Игорем даже подарили ему несколько акций, чтобы он тоже был полноценным акционером. Но как быстро выяснилось, все было игрой.

Валерий Федоров действовал по хрестоматийной схеме а-ля Остап Бендер – к примеру, демонстрируя партнерам свои якобы высокие связи, свободно заходил в кабинеты Всеволожской горадминистрации, а спустя буквально пару минут  выходил оттуда с широкой улыбкой на лице – мол, все схвачено. Только потом стало известно, что в высокопоставленных кабинетах он задавал ничего не значащие вопросы вроде того "какой сейчас час".

По словам Марата Хамитова, отношения с Федоровым накалялись с каждым днем. Было решено созвать собрание акционеров. Но за несколько дней до собрания был похищен Игорь Яблонских. Судя по всему, поняв, что на собрании акционеров его ждут большие неприятности, Федоров решил забрать акции силой.

Игорь Яблонских был выбран неслучайно. Он жил один. Своей семьи у него еще нет. Злодеи, видимо, рассчитывали, что его хватятся нескоро.

В день похищения, в воскресенье вечером, Яблонских позвонил Федоров и предложил встретиться. Между партнерами в последнее время также возник конфликт.
– Федоров задолжал мне 47 тысяч рублей, сумма небольшая, но я уже пошел на принцип, – рассказывает Игорь Яблонских. – Кроме того, я потребовал вернуть мне мои акции. Он обещал это сделать. Но все встречи срывались.

Партнеры договорились встретиться в спорткомплексе в поселке Янино.
– Я подъехал, ко мне вышел Федоров и попросил подождать, – рассказывает Яблонских. – Потом он начал меня расспрашивать, где я поставил свою машину, не ждет ли меня кто. Мы подошли к окну, выходящему на стоянку. Она было плохо освещена. И Федоров со словами, что пойдет посмотрит, что там со светом, вышел и просто растворился в воздухе.

Яблонских подождал партнера еще какое-то время и в раздражении от очередного выкрутаса Федорова пошел к своему автомобилю.
– Я уже было открыл дверцу машины, как ко мне подлетели серые "жигули" 99-ой модели, – рассказывает Игорь. – Меня окружили четыре человека, заломили руки, обыскали. Сказав, что они сотрудники милиции, силой усадили меня в свой автомобиль. Надели на голову черную вязаную шапочку.
О том, что это не милиционеры, Яблонских узнал уже через пару часов, когда его привезли в загородный дом.
– В доме было два этажа, – вспоминает он сейчас. – Меня держали в основном на первом этаже, руки и ноги постоянно были скованы наручниками. – С самого начала меня заставили позвонить матери и сказать, что я уехал по делам в Москву. Такой же звонок я сделал и Марату Хамитову.

Яблонских сразу заявили, что от него требуется – переписать акции на другое лицо. Но для оформления документов требовалась выписка из госреестра. Она хранилась у бизнесмена дома. "Звони! А не то тебе не жить, и матери твоей тоже",  – угрожали похитители. "Мама, сейчас приедут мои друзья, отдай им папку с документами", – Яблонских сделал очередной звонок домой. Напуганная женщина "друзьям" дверь не открыла, а сбросила документы им из окна.
– Но она перепутала папки, – рассказывает Яблонских. – Они получили выписку другого документа. Тут же они отзвонились моим надзирателям, и те начали меня бить, требуя, чтобы я вновь позвонил домой. Но понять, что это не та выписка мог только "свой человек". Бандиты в бумагах не разбирались.

Яблонских полагает, что замену папок мог заметить только Федоров. Как потом оказалось, подозрение было справедливым – мама бизнесмена видела Валерия Федорова из окна, когда выбрасывала документы.

Примечательно, что все это время Федоров даже не догадывался о том, что уже опознан. Не знал он и о том, что мать похищенного бизнесмена и гендиректор "Шеглово" уже обратились в уголовный розыск. Сотрудники 25 отдела ОРЧ УУР КМ ГУВД по линии БОП (борьба с организованной преступностью) установили за Валерием Федоровым наружное наблюдение. Его "вели" несколько дней – все встречи фиксировались. Было понятно, рассказывают оперативники, что Федоров полностью контролирует процесс.

Похитители считали, что ловко задурили всем мозги телефонными звонками от Яблонских, который сообщил своим партнерам, что якобы находится в Москве.

А тем временем, на следующий же день после похищения, Яблонских повезли к питерскому нотариусу Нелли Никитиной. Вопрос о том, почему нотариус не обратила внимание на странного дарителя акций (Яблонских был сильно избит и пьян – его заставили выпить около литра водки) и его сопровождающих, оставим открытым. Нотариусы в нашей стране неприкасаемые "священные коровы", контроля за их деятельностью по сути нет никакого. Взывать к совести и справедливости в этой истории, как показывают все события, дело абсолютно бессмысленное.
– К нотариусу сидела небольшая очередь, – вспоминает Игорь Яблонских. – Но мы прошли без задержек. Видимо, была договоренность. Один из бандитов остался дежурить у дверей. В кабинет мы вышли вместе с Литвищенко. Его я видел первый раз в жизни. Вся процедура дарения акций заняла от силы минут двадцать. Кроме этого договора, я еще подписал доверенность на представление всех моих интересов в фирме-регистраторе на неизвестную мне девушку.

Пару слов о том, кто такой Сергей Литвищенко. Сотрудник ЧОПа. 29 лет. Уроженец города Кривой Рог Днепропетровской области. Зарегистрирован в Кингисеппе. По оперативным данным, входил в местную группировку.
После подписания договора дарения Яблонских по идее должны были отпустить. На это, судя по всему, рассчитывали и бандиты. Когда выяснилось, что регистрация договора дарения займет несколько дней, а потому Игоря выпускать нельзя, чтобы он не приостановил сделку, преступники расстроились не на шутку. Звонили старшим, ругались, срывая свою агрессию на заложнике.
– Каждый день меня заставляли выпить по литру водки, – рассказывает Игорь. – Я ничего не ел. Просто не мог, организм отторгал всякую пищу. Только пил и курил. Бандиты все время играли в карты и курили марихуану. Как я понял, несколько из них были украинцами. Старшим считался некий Жеребенко. Мне все-таки удалось разглядеть его через дырку в шапке. Потом уже я опознал его в милиции.

35-летний уроженец Украины Жеребенко, по данным следствия, был осужден за разбой, незаконное хранение оружия и похищение человека (он по-прежнему находится под стражей).

6 ноября похитители заставил Яблонских позвонить Федорову и сказать ему такую фразу: "Забери меня в условленном месте". Затем посадили в машину и отвезли в одно придорожное кафе. Было 2 часа ночи.
– Меня оставили в кафе одного, приказали не двигаться. А вскоре появился и сам Федоров. Он тут же начал оправдываться – мол, он ни при чем, просто так вышло, – рассказывает Игорь Яблонских.
Избитый бизнесмен (трещина в позвоночнике, многочисленные гематомы, опущение почек), находившийся в страшном стрессе, все-таки позволил Федорову отвезти его в Питер.
– Он привез меня в мини-гостиницу в доме на улице Рылеева. Дал помыться. Не отходил от меня ни на шаг, – говорит Игорь. – Я думаю, он хотел каким-то образом уговорить меня не обращаться в милицию. А я уже приготовился бежать. Думал, как ударить его, чтобы он не смог меня остановить.
Но силовой захват Игорю производить уже не пришлось. За него это сделали оперативники, ворвавшиеся в номер. Федоров был задержан на месте. В его машине "Порш Кайен" оперативники нашли костюм красной шапочки, своеобразные игрушки и белье из секс-шопа.
– Принадлежность их не установлена, – смеются они.
Вскоре задержали Литвищенко и Жеребенко, у которого были также изъяты интересные вещицы – 25 мобильных телефонов и сим-карт (интересная деталь – ими пользовались всего один раз) и арсенал оружия.

История была настолько очевидной, что следственный комитет при прокуратуре Ленинградской области в тот же день возбудил уголовное дело по 126 статье УК РФ ("Похищение человека") . Оснований к тому было более чем достаточно. Были заключены под стражу все три известных фигуранта – Федоров, Литвищенко и Жеребенко. Личности других злоумышленников установить не удалось – оперативники полагают, что это были нанятые гастролеры из Украины. Не удалось и найти дом, в котором держали Яблонских.
– Это место следователь предлагает нам искать самостоятельно, – говорит Марат Хамитов, гендиректор ЗАО "Щеглово". – Хотя точный квадрат по телефонным пеленгам известен.
 Теперь Федоров говорит, что не знает, кто такой Сергей Литвищенко – "Это не мой знакомый". Но знакомство с Жеребенко не отрицает. Это было бы совсем глупо. В уголовном деле есть данные наружного наблюдения, которое зафиксировало несколько встреч Жеребенко и Федорова в первые дни после похищения Яблонских.

Отпущенный из "Крестов" Валерий Федоров с поразительной легкостью согласился на интервью.
– А мне интересно, – говорит он с видом человека, не чувствующего за собой никакой вины. Но выдержка в какой-то момент подводит.
На вопрос, чем мотивировал судья городского суда Всеволожска Большаков свое решение о предоставлении ему свободы, Федоров нервно улыбается и уходит от ответа. Вопрос, выпустили ли его под подписку о невыезде, явно раздражает. Куда с большим удовольствием они говорит о Яблонских и Хамитове.

Про Игоря Яблонских Федоров говорит в уничижительном тоне.
– Игорь – своеобразный человек. Он может идти по Московскому проспекту, сесть на бордюр и вытянуть ноги прямо перед машинами. Единственной отдушиной у Яблонских был я. Он ко мне тянулся. За полтора года ни разу не поссорились. А долг в 45 тысяч рублей – он смешной. Для меня это не деньги. Когда он поднимает эту тему, меня аж передергивает, – брезгливо морщится он.

По мнению Федорова, Яблонских загулял с друзьям, а затем почему-то позвонил ему и попросил забрать его из кафе. Через пару минут версия меняется. Теперь Федоров заявляет, что похищение – инсценировка, за которой стоит генеральный директор ЗАО "Щеглово" Марат Хамитов.
– У него тоже психика больная. Она выражена в ненависти к русским. Он ждет не дождется, как все продать и уехать за границу. В Хорватию что ли... – рассказывает Федоров.

Относиться серьезно к таким контраргументам, конечно, невозможно. Но следователь СКП Ленинградской области Алексей Вихров, похоже, уже занял определенную позицию в этом деле.
Яблонских меня уже утомил, он какой-то неопределенный, непостоянный человек, – заявил корреспонденту Фонтанки Алексей Вихров. – Всем все понятно, кроме самого Яблонских. Ему поставлена задача – помогать следствию, а он (продолжим мысль – а он рассказывает о своем похищении журналистам, – прим. ред).

По словам следователя Вихрова, нет оснований для продления срока содержания под стражей. А статья 126 УК "Похищение человека", судя по этой логике, – не тот аргумент, чтобы заключать подозреваемых в этом преступлении под стражу. Любой квалифицированный юрист скажет , что "Похищение человека" является одним из самых тяжелых уголовных преступлений. Кстати, это уголовное дело вели до Вихрова два следователя и никто из них не усомнился в правомерности содержания под стражей Федорова и Литвищенко.
– Нам даже не сообщили, что их отпустили, – говорят сыщики. – Но мы уже давно перестали чему-либо удивляться.
– Следователь Вихров говорил нам, что готовит постановление о продлении содержания срока под стражей Федорова и Литвищенко еще на два месяца – до 6 августа, – рассказывает Марат Хамитов, гендиректор ЗАО "Щеглово". – Но потом мы с удивлением узнаем, что оба выпущены из изолятора. Выходит, следователь нас обманул?
 - Одна степень тяжести обвинения не является основанием для ареста и дальнейшего содержания в изоляторе. Остальные объективные данные, которые бы подтверждали его нахождение под стражей, отсутствуют, – считает Вихров и поясняет всю "неопасность" Федорова следующим фактом: – У Федорова здесь квартира, семья, дети.

Поэтому следователь Вихров ходатайствует в суде об изменении меры пресечения для Федорова и освобождении его из-под стражи! Удивительно, но с подобным объяснением легко согласился и суд Всеволожска. Судья Большаков отпустил Федорова и Литвищенко на свободу. Уже не исключено, что Валерий Федоров может и вовсе отделаться условным сроком. Есть информация, что ему готовы переквалифицировать статью о похищении человека на другую, менее тяжкую, – "Вымогательство".

Алексей Вихров сейчас находится в отпуске. Уголовное дело передано уже четвертому по счету следователю. Он только знакомится с материалами и не готов давать никаких комментариев. Уже складывается невольное впечатление, что это следствие уже никогда не закончится – конца не видно. Следователь, судя по темпам расследования, может поменяться в пятый, седьмой, десятый раз. При такой оперативности в деле может вовсе остаться одно "неустановленное лицо", на которого спишут и организацию похищения, и его исполнение. Прецеденты, к сожалению, есть.

Под стражей сегодня остался только Жеребенко – рядовой исполнитель. По этой причине, он, видимо, представляет не столь весомую ценность, как Федоров и Литвищенко, гуляющие сегодня на свободе. Но каким удивительным образом они смогли убедить СКП Ленинградской области и суд города Всеволожска отпустить их на свободу, видимо, будет уже разбираться Генпрокуратура.

Светлана Ерофеева,
для Фонтанки.ру
 

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close