Лидер нации Путин встретился в Санкт-Петербурге с участниками благотворительного литературно-музыкального вечера «Маленький принц». С теми, кто поддерживает фонд «Подари жизнь». То есть с известными артистами. То было в субботу. А в понедельник это стало первой новостью в российском обществе. Потому что не усмотрели и не подрассчитали. И принцем стал Юрий Шевчук.
Как надо встречаться лидеру с деятелями культуры - знают все. Точно так же, как с бизнесом, армией или наукой. С той лишь разницей, что интеллигенция может себе позволить чуть меньше верноподданнических взглядов (а традиционная интеллигенция чуть больше). Ну и вопросы творческих людей могут отличаться детской наивностью. Дальше все по схеме: пару просьб – пару вздохов, а правитель обязан быстро выпустить эти «пары». Решить небольшие нужды. В оконцовке все та же знакомая восторженная интонация: «Я Ленина видел, умище, самый человечный...».
За последние четыреста лет правления Романовых бывали сбои. Говорят, Александр Пушкин что-то дерзкое ответил Николаю Первому, Михаил Булгаков письмо смелое направил Сталину, Андрей Вознесенский попытался слово вставить разгневанному Хрущеву. Лишь последнее событие было публичным и закончилось ором Никиты Сергеевича: «Можете убираться из нашей страны!». Большинство прочих примеров заканчивалось скучнее. Плахой. В общем, все как в страшной русской сказке: «У царя был двор, на двору был кол».
А тут, впервые, Юрий Шевчук в роли художника рассказал Власти (в высшем метафорическом смысле этого слова), что он думает по поводу нее же.
И это справедливо стало событием.
Во-первых, Юрий Шевчук выступил в роли неизвестно кого и как попавшего за стол к Путину. Типа «мимошел». Это подчеркнул сам Владимир Владимирович, переспросив у него: «Извините, а Вы кто?» (как бы поставил Юру на место). Во-вторых, хоть Шевчук и сказал про то, что написано даже на заборах – свободы прессы маловато, милиции с дубинками многовато, шахтеры гибнут, баре жируют, но никогда еще в истории России правитель не должен был выслушивать все это в глаза от поэта, да еще и в условиях предельной публичности. Да еще будучи не в состоянии крикнуть палача.
Первое и второе – категорическое нарушение правил игры. Правила едины и сформулированы – кое-где у нас порой (после «порой» политически корректно еще ставить вопросительный и восклицательный знак).
И именно в согласии с этими нормами Владимир Путин и ответил. Мол, с одной стороны милиционеры хапуги, с другой герои, с одной стороны несогласные мешают дорожному движению, с другой это не повод для местечковых властей придумывать причины для отказа в митингах.
Чего не хватило? Это собственного убеждения премьера в своей правоте. Начиная (и вплоть) с вопроса: «А Вы кто?». По-моему, Владимиру Путину не хватило еще чувства юмора. Пошутил бы он, например, попросив Юрия Шевчука взять его на марш несогласных и все. И все умиленно хихикают. Но лидер был сдержан. Сдержан и раздражен. Отсюда назидательность, как у взрослого в «Маленьком принце». Так что наши симпатии другому.
А еще Юра Шевчук показал всем, что же это за штука такая - слава. А слава, оказывается, это независимость. Ну, никак Шевчук не зависит от отношения к нему Кремля. С Путиным или без Медведева он все равно собирает стадионы. И электорат у него посолиднее. Количественнее и искреннее. Ему не надо «наших» в единых футболках с горящими лицами. У него все «хоккей».
Именно это и рождает сокровенную ревность.
А не было бы за Шевчуком миллионов россиян, так кто бы его пустил бы к лидеру. А если бы и впустил, то его вопросы выглядели бы как фрондерство и сыграли на руку.
А еще Юра Шевчук доказал, что «Маленький принц» у Экзюпери – это та же старая притча о блудном сыне.
Но современная. Но перевернутая и переосмысленная.
Евгений Вышенков,
зам. директора АЖУРа