Впервые в истории питерской милиции ее ключевые сотрудники подверглись обыскам в своих кабинетах. 16 апреля в здание ГУВД на Суворовском проспекте прибыли следователи СКП при Генеральной прокуратуре при поддержке спецназа ФСБ. Фигурантами атаки явились два высокопоставленных офицера. В ГУВД говорят, что это "ответный удар". Дело в том, что уже больше двух лет идет противостояние между ведомствами. Формальная причина — разные точки зрения на ряд громких заказных убийств.
16 апреля около полудня, без всякого уведомления, группа следователей ГСУ СКП при Генпрокуратуре, возглавляемая московским государственным советником юстиции третьего класса Юрием Тютюнником, при поддержке восьми чекистов службы экономической безопасности в штатском, окруженных десятком бойцов спецназа УФСБ по Петербургу во главе с полковником Александром Крыловым, прорвалась в ГУВД. Всего лишь за минуту они сумели добежать до расположенных на четвертом этаже кабинетов элитного отдела уголовного розыска по раскрытию заказных убийств.
Таким образом, на своих рабочих местах были застигнуты врасплох начальник отдела майор Олег Колесников и его коллега подполковник Алексей Малышев. Фактический обыск в кабинете начался после недолгой, знакомой любому оперативнику, процедуры. Правда, с формальной буквы закона, прибывшая бригада «просто» пыталась найти некое архивное оперативное дело, а в нем нужное им агентурное сообщение, датируемое 2003 годом. Как сообщил источник в СКП: «Убойный отдел обнаглел и не хочет отвечать на наши запросы».
Процессуально все же это было названо «выемкой». Как сообщил источник в КМ ГУВД: «Они правильно сделали, что явились устрашить нас с вооруженной «ротой», так как из всех кабинетов сразу высыпали десятки сотрудников. Особо им шла модная американская экипировка песочного отлива и черные очки в стиле блокбастера «Матрица». Нам в начале показалось, что они и говорят с английским акцентом».
Разумеется, о случившемся тут же был поставлен в известность первый заместитель начальника ГУВД генерал-майор Сергей Умнов. Любопытно, что сам глава ГУВД Владислав Пиотровский буквально вчера уехал в краткосрочный отпуск с семьей. Как сиронизировал нам по телефону сотрудник убойного отдела, не пожелавший представиться: «Они, наверно, долго выверяли время вторжения. Хотя, по правде сказать, вели себя предельно корректно».
Конфликт между московскими следователями и питерскими оперативниками начался в 2007 году, когда первые буквально выхватили ключевого обвиняемого ряда дел о заказных убийствах Олега Маковоза и сделали его «ценным свидетелем» по делу гангстера №1 Кумарина. Сам Маковоз к тому времени пробыл под стражей уже пять лет и был осужден к 23 годам лишения свободы по нескольким эпизодам. А на кону у него стояли новые судебные процессы и как итог - пожизненное лишение свободы. Сама же разработка группы Маковоза, на счету которой многие резонансные убийства, велась именно заказным отделом питерского главка.
Помимо показаний на «ночного губернатора», свидетель стал говорить и о негативном влиянии петербургского уголовного розыска на его судьбу. По слухам, Маковоз заявил, что с первых дней ареста сам хотел все рассказать о Кумарине, но сотрудники убойного отдела «убедительно» отговаривали его.
Судя по всему, именно за эти показания Маковоз заслужил то расположение, которое, в конце концов, вылилось в скандал. Дело в том, что осенью прошлого года оперативники ГУВД застали Маковоза разгуливающим по улицам Питера, хотя он должен был находиться в строгой изоляции. Скандал перерос в служебную проверку, в результате которой были наказаны офицеры питерского ФСБ, санкционирующие «прогулы» из Крестов, а руководитель бригады Пипченков трижды опрошен и не получил обещанного ему руководством звания прокурорского генерала. Сам же Маковоз был этапирован в далекую омскую колонию.
Как сообщил наш источник в ГУВД: «После такого провала, да еще при участии прессы, СКП просто обязан был ответить. Хоть как-то. Очевидно, они нашли крохотный формальный повод. Но приходить за справкой в рабочем порядке – не интересно. Задача была ответить. Вот и появилась толпа спецназа. А потом взяли нужную справку и ушли».
Заместитель директора АЖУРа Евгений Вышенков так прокомментировал ситуацию: «Столичное руководство СКП мечтает снять начальника ГУВД Пиотровского. Конечно, это ни к следствию, ни к оперативной работе не имеет ни малейшего отношения. Это подковерная политика».
Представители же самого руководства ГУВД заявили «Фонтанке», что их позиция останется наступательной. В том числе, и по делу Маковоза.
По данным «Фонтанки», на постановлении о выемке генерал Умнов собственноручно сделал записи, где отразил свое мнение: «Выемка является еще одним фактом того, что СКП хочет освободить Маковоза от уголовной ответственности».
ГУВД уже информировало о случившемся министра МВД Нургалиева. А по информации из Генпрокуратуры, уже в понедельник – 19 апреля по указанию заместителя генерального прокурора Гриня из Москвы в Санкт-Петербург прибывает группа сотрудников Генпрокуратуры, созданная для проведения служебной проверки по факту скандальной выемки.
Иван Егоров, "Фонтанка.ру"
СПРАВКА: Олег Маковоз был задержан сотрудниками уголовного розыска Петербурга в марте 2004 года. На тот момент у оперативников имелись основания полагать, что авторитетный предприниматель с подельниками причастен к покушению в 1995 году на одного из лидеров «тамбовского» сообщества Валерия Ледовских, убийству в 2000 году Яна Гуревского и Георгия Позднякова, известных в криминальном сообществе, убийству в 2001 году начальника службы безопасности "Татнефть" Александра Калякина, убийству Рустама Равилова по прозвищу Рома Маршал (крупной фигуры в «казанской» ОПГ) и его телохранителя в 2003 году, и ряду других тяжких преступлений. В том числе и к заказным убийствам в Москве. Сотрудникам ГУВД удалось склонить к сотрудничеству со следствием одного из стрелков группы — Дениса Долгушина, и у дела Маковоза появилась реальная судебная перспектива. Правда, до суда дошли не все - в 2006 году авторитет и его сообщники были признаны виновными в похищении и вымогательстве акций у директора Корниловского фарфорового завода Гейдара Иманова, в 2007 году - в покушении на депутата Госдумы Башира Кодзоева в Москве и в 2009 году - в убийстве Равилова. Однако набранный Фемидой темп заметно замедлился в 2007 году, когда в Петербурге был задержан т.н. «ночной губернатор» Владимир Барсуков (Кумарин). Уже осенью 2008 года следственная бригада СКП под руководством следователя Пипченкова предъявила Кумарину обвинение в убийстве ближайшего соратника — Позднякова. Обвинения строились, как говорят, на показаниях Олега Маковоза и его коллеги Валерия Некрасова. Последнего в благодарность за откровения 25 августа 2008 года на основании постановления Пипченкова отпустили на подписку о невыезде. Что не помешало горсуду признать его виновным по делу об убийстве Рустама Равилова. К девяти годам лишения свободы Некрасов был приговорен заочно, так как на приговор не явился. Свои бонусы получил и Маковоз. Пока он давал нужные показания, мог свободно разгуливать по Петербургу и имел надежду выйти на свободу легально как смертельно больной. Впоследствии, благодаря действиям питерской милиции, эта процедура была сорвана, в отношении врача было возбуждено уголовное дело, а сам Маковоз был этапирован в Омск.