Депутаты петербургского парламента опять хотят ужесточить наказание за нарушения ПДД, повысив в 10 раз штрафы за остановку или стоянку на тротуаре. Накануне парламентарии одобрили инициативу эсера Бориса Киселева об изменении КоАП. Помимо того, что законопроекту придется «постоять» в очереди в Госдуме среди других многочисленных и еще пока не рассмотренных инициатив, сама норма выглядит более чем абсурдно.
Если ваша машина стоит на тротуаре, то за это нарушение вас должны предупредить или оштрафовать на сумму в 300 рублей. Такие нормы сейчас действуют по КоАПу. Однако, если вы едете по тротуару, взыскание гораздо суровее — 2000 рублей. Такой разброс депутат-эсер Борис Киселев посчитал несправедливым и позволяющим в ряде случаев нарушителю избежать серьезного наказания. Поэтому он и предложил за стоянку и остановку на тротуаре увеличить штраф до 2000 рублей. Все просто и элементарно. Депутаты, даже из «Единой России», идею поддержали и все дружно проголосовали.
Однако о том, как эту норму со штрафами нужно довести до адекватной, депутаты не задумались. Загвоздка в том, что ни один автомобилист не может попасть на тротуар и оставить на нем машину, не проехав по нему (не залетел же автомобиль на пешеходную часть). И, следуя элементарной логике, по существующим правилам он уже должен получать штраф за езду в неположенном месте — 2000 рублей, а плюс к этому еще и предупреждение или взыскание - дополнительно на 300 рублей. А чтобы последнего не было, заехав на тротуар, автомобилист должен просто ехать по пешеходной части дороги, ни разу не останавливаясь и не припарковываясь. А если предложение Бориса Киселева будет принято, то каждый водитель, который окажется на тротуаре, по сути, должен будет оплатить 2000 за езду по тротуару и еще 2000 за стоянку на нем. Не прописано в КоАПе, как расценивать сначала проезд по тротуару, потом остановку, а потом продолжение движения (съехать-то с тротуара тоже нужно).
Также в КоАПе ничего не сказано, как наказывать тех, кто правыми или левыми колесами заехал на пешеходную дорожку, а другой стороной машины располагается на проезжей части. А именно так оставляют машины автолюбители на узких улицах или там, где есть риск появления эвакуатора.
Напомним, что практика заезда на тротуар и парковки там автомобиля появилась в последние годы, когда критическая масса личного транспорта граждан значительно превысила количество парковочных мест на улицах города. Параллельно с ростом благосостояния людей начали исчезать свободные места - сначала вдоль трасс, потом во дворах домов, а затем уже и на тротуарах, хотя заезжать на них всегда было категорически запрещено.
Разгул парковки на пешеходных дорожках пришелся на период наибольшей активности службы эвакуации транспорта. Машину можно было беспрепятственно увезти, если она просто стояла вдоль поребрика, но если авто располагали частично или полностью на тротуаре, то подцепить его было невозможно. Это стало возможным позже, когда в распоряжении соответствующих служб появились машины, способные подхватить автомобиль за колеса и поднять его (иногда с "летальным" исходом для сорвавшегося с креплений несчастного транспорта).
И вот теперь это «разгуляево» депутаты Петербурга хотят жестко пресечь под угрозой огромного штрафа. Получится ли у них сие, еще неизвестно: сначала инициатива эсеров должна пройти городской парламент, а после этого еще и не затеряться в Госдуме. Но тенденция и стремление наших парламентариев «снять» с нарушителей побольше денег настораживают.
Напомним, что это уже не первая инициатива питерцев по увеличению штрафов за нарушение ПДД. После вступивших в силу поправок, серьезно ужесточивших наказание за очень многие нарушения в 2007 году, тема борьбы с незаконопослушными автомобилистами на дорогах вообще стала модной.
Год назад эсеры уже предлагали увеличить штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика с 700 до 2000 рублей. За движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД предусматривалось лишение прав на срок от трех до шести месяцев (сейчас - штраф в размере 2000 рублей). Если водитель не уступает дорогу пешеходам и велосипедистам, пользующимся преимуществом, - штраф в размере 2000 рублей или лишение прав на срок от трех до шести месяцев, сейчас - предупреждение или штраф в размере 100 рублей.
В сентябре прошлого года депутаты петербургского ЗакСа ополчились на водителей маршрутных такси и автобусов. Они предлагали лишать тех прав едва ли не за каждое нарушение правил, а простых автомобилистов нещадно штрафовать за слишком быструю езду и проезд на красный сигнал светофора. Так, за превышение допустимой скорости до 20 километров в Питере предлагалось брать 200 рублей (вместо 100 рублей или предупреждения). На 40 километров в час — уже 600 вместо 300 рублей. До 60 километров в час — до 3000 рублей вместо сегодняшних 1000-1500 рублей. Водителей, перевозящих пассажиров, за превышение скорости на 20 километров в час подразумевалось сразу лишать прав на срок от шести месяцев до года.
Далее. За «красный» сигнал и жест регулировщика вместо 700 рублей взимать 2000. Для маршрутчиков - лишение прав. За нарушение правил проезда перекрестка штрафовать до 1000 рублей. Маршрутчиков - опять-таки лишать документов. За выезд на встречную полосу - отбирать права не на полгода, как прописано в КоАП сегодня, а на срок до полутора лет. За нарушение правил маневрирования с маршрутчиков брать до 2000 рублей. С тех, кто не уступает дорогу пешеходам - 500 (вместо 100, как сейчас). Если же манера езды водителя маршрутки привела к аварии, его, по мнению разработчиков законопроекта, не грех оставить без прав на срок до трех лет.
К слову, идеи по «увеличению в 10 раз» различного рода штрафов зарождаются в головах не только петербургских парламентариев. Их московские коллеги в конце прошлого года всерьез озаботились проблемой "ретушировки" регистрационных знаков с целью сделать их "невидимыми" для камер фото-, видеофиксации нарушений ПДД и решили выйти с инициативой об увеличении штрафов за это нарушение. Тоже в 10 раз — до тысячи рублей.
А недавно и губернатор Петербурга внесла свою лепту в борьбу: Валентина Матвиенко во что бы то ни стало хочет отменить плату за эвакуацию неправильно припаркованного транспорта за счет городского бюджета, переложив это бремя снова на плечи автомобилистов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Пока ни одна из вышеназванных инициатив в федеральном парламенте не прошла. Впрочем, и предложение губернатора, возможно, появилось после того, как Госдума отклонила два законопроекта, которые касались вопросов нарушения правил парковки автомобилей и их эвакуации - федеральные депутаты не поддержали идею о повышении штрафов за оставление машин в неположенном месте с нынешних 300 до 1-1,5 тысячи рублей. Но петербургская градоначальница надеется на успех - как сообщила Матвиенко, она свою инициативу заранее обсудила с российским президентом. И он «дал добро».