Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение Пот и слезы независимой журналистики

Пот и слезы независимой журналистики

312

Все вздрогнули от «убийства» беременной женщины. И тут же прослезились. Когда выяснилось, что 34-летняя ректор Полярной академии Кермен Басангова невредима, а инсценировка смерти ее была необходима для задержания организаторов преступления. Вроде пострадали лишь подозреваемые. Но у многих журналистов оказалось особое мнение. Не некоторые, а многие коллеги посчитали, что и им милиция нанесла моральный ущерб – плюнула в слезы. Потому что не предупредила о спектакле. Поэтому генерировали информацию об «убийстве», обливаясь потом, но не ведая, на чьей стороне правда. И теперь у них скрепят сердца и пепел обмана стучится в грудь.

А вот если бы наш журналистский корпус был предупрежден, то информацию мы все равно бы выдали. Но с посвященной душой. Потому что сознательные.

Когда-то питерское ГУВД возглавлял генерал Пониделко. Он возглавлял его ярко. Оставив о себе мифы. Вот одна из баек: генерал Пониделко вдруг озаботился ростом преступности и указал собрать всех агентов уголовного розыска в актовый зал управления. Чтобы поговорить по секрету с негласным аппаратом. Чтобы убедить их в необходимости усиления бдительности. Говорят, ничего не ответили ему руководители сыска. Расходились молча. Безутешно плача. Среди них был и нынешний начальник ГУВД Пиотровский – в ту пору еще не генерал. Слезы текли и у него.

Была ли у генерала Пиотровского возможность собрать неделю назад всех главных редакторов печатных и интернет изданий, пригласить в здание ГУВД на Суворовском проспекте самых ответственных от телевизионных каналов Санкт-Петербурга? Чтобы чисто по-товарищески всем нам сказать: «Братья и сестры, тут мы наметили задержание душегубов. Дело наклевывается резонансное. Нужно ваше понимание и поддержка. Для того чтобы заказчик оказался в западне, необходимо создать иллюзию трагедии. Только чтобы кроме вас – пятидесяти монстров журналистики – никому. Ну может еще трем-четырем надежным корреспондентам от каждой редакции». Возможность у Пиотровского была. Но он уклонился. Потому что жалко ему стало своих оперативников. Не хотел он, чтобы они рыдали.

Вот и не сказали милиционеры никому и ничего. А дальше все пошло, как принято: журналисты оказались на месте происшествия естественным путем - кто откуда что узнал и кто откуда приехал. При этом необходимо заметить, что правоохранительные органы комментариев не давали. То есть вели себя тактично, давая журналистам обмануться самим.

Новость стала федеральной. Наутро все разумные СМИ готовились продолжить исследование. Но уже не с наскока.

Алгоритм раскрытия заговора был банален. Уголовное дело, возбужденное по статьям 30, 105, часть 2 пункт «г» удивило внимательных в части статьи № 30. Что толкуется как покушение. Откуда был сделан немудреный вывод, что Басангова жива. Далее вопрос лежал в плоскости квалификации СМИ. И наутро после покушения «Фонтанка» начала частями выдавать правду о счастливом избавлении ректора и репутационной кончине первого проректора Лукина, в свои 70 лет оказавшегося в изоляции. Что, как всегда, вызвало раздражение ГУВД и прокуратуры, которые, в свою очередь, были вынуждены дать пресс-конференцию. Необходимо акцентировать: «Фонтанка» не могла вызвать корпоративную журналистскую зависть, ввиду стерильной безупречности членов журналисткого сообщества.

Но значительная часть информационной элиты культурной столицы соорудила нравственный вопрос: морально или нет было пользовать «независимую» журналистику? Даже ради святого, морально или нет? Как по Жванецкому. Мнения аккумулировались на частице отрицания.

Хотя это не единственный нравственный вопрос, терзающий российскую интеллигенцию в новейшее время, постараемся докопаться до Корня. Только быстро. Иначе можно допубликоваться до эсхатологических глубин. Типа «Что делать?». Что неминуемо тянет за собой пустой семантический набат «Доколе!».

Итак: интересы журналистского сообщества не могут противоречить в здоровой стране интересам гражданского общества. Согласитесь? Отсюда жизнь человека стоит чуть выше тактических амбиций СМИ. А уже отсюда следует, что если благодаря инсценировке в рамках законной оперативной комбинации задержаны подозреваемые в гнусном деянии, то остальные шероховатости просто не считаются. То есть радоваться надо, дорогие товарищи. (Аплодировать стоя, переходя в овации, как раз не надо. Так как выполненная работа ГУВД является обычными функциональными обязанностями того же ГУВД).

А если для вышеуказанной элиты вышесказанное не есть стереотип на уровне формальной логики, то весь ежедневный обличительный пафос тысяч статей и сюжетов дурно пахнет. Потому что в таком грустном случае сокровенным пожеланием является следующая схема: убили по настоящему – есть нужный сюжет, мгновенно задержали убийц – есть востребованное продолжение. И все возмущены, и все довольны. И не зря вокруг Полярной академии минут сорок бродили с блокнотами и камерами. Потому что, если бы все-таки Басангову зарезали, то профессиональная этика у всех оказалась на высокой чистоте.

P.S.
Возможна и иная предсказуемая претензия со стороны СМИ: практика инсценировок не нова. Например, блеф с расстрелом питерского предпринимателя Минакова несколько лет назад был разыгран без медиа-помпы. Но то якобы произошло на лесной дороге Ленинградской области, а Басангову надо было «убирать» в центре учебного заведения. Короче: легко начинать любую критику со слов – «Я бы на их месте…».

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях