В июле 10 академиков РАН ( в том числе нобелевские лауреаты Жорес Алферов и Виталий Гинзбург) написали Владимиру Путину об угрозе клерикализации России. Они потребовали, чтобы наступление РПЦ на светское образование и науку было остановлено. Письмо открыло дискуссию о месте православной церкви в российском обществе. В нее вступили и в Петербурге. Критикуя письмо, священники, тем не менее, выразили готовность извлечь из него урок - начать борьбу с «мракобесием» в своих рядах.
Дискуссия об участии церкви в жизни государства и преподавании в школах основ православия началась не вчера. Несмотря на то, что благодаря «завоеваниям» октября 1917 года, государство наше по Конституции является светским и отделено от религии, крупица за крупицей батюшки пытаются восстановить былое влияние на жизнь мирскую. Естественно, это вызывает бурную реакцию части общества. За примером далеко ходить не надо - интернет «закипает», когда обсуждается любой вопрос, связанный с вмешательством церкви в дела государственные. И письмо академиков РАН - только капля в потоке возмущения.
Напомним, в своем обращении академики акцентировали внимание на резолюции Всемирного русского народного собора, выступившего за расширение практики преподавания «Основ православной культуры» в школах, что ставит, по мнению ученых, в неравное положение другие конфессии.
Авторы обращения также недоумевают по поводу предложения РПЦ внести специальность «теология» в перечень научных.
- Церковь по существу становится государственной и пытается войти в тесные отношения с властью, а также стремится включиться в образовательный процесс, - заявил 8 августа в Петербурге один из подписантов нашумевшего письма Евгений Александров. Это, по его словам, и стало основной причиной создания письма, причем к самому гаранту Конституции. Почему именно ему?
- У нас все решает президент, который себя позиционирует как человека набожного. Поэтому он и должен принимать какие-то действия, - сказал Александров. Правда, несмотря на то, что с момента подписания письма прошло уже больше двух недель (обращение было опубликовано в СМИ 22 июля) от Владимира Путина пока что ответа не было.
- Мы своим письмом не хотим задвигать церковь в тупиковое положение, когда в школах на равных правах преподаются основы православной культуры и науки естественные. Ученики просто будут смеяться над своим преподавателем, который будет рассказывать, как Иисус остановил движение солнца или шел по воде, - считают академики, - если есть желание у кого-то изучать православие, нужно это делать вне школьной программы и только в качестве факультатива.
Священнослужители же недоумевают, утверждая, что в школы они не рвутся и не стремятся активно вмешиваться в общественную жизнь.
- Не надо представлять, что церковь рвется в школу, никуда церковь не рвется, просто есть спрос, - такую точку зрения высказал протоиерей Александр Сорокин, принявший участие в дискуссии. При этом он положительно оценил начало разговора о месте церкви в обществе: дискуссия началась с подачи высокоморальных людей.
В России основы православной культуры преподаются в школах по решению региональных властей. Например, это происходит в Смоленской области. В Петербурге же, по словам представителя городского комитета по образованию, отдельно историю православия или же основы православной культуры никто не преподает. В школах рассказывают обо всех религиозных взглядах. Также ни один учебник «Основы православной культуры» не разрешен министерством образования для преподавания в учебных заведениях.
Священнослужители также считают, что письмо десяти академиков РАН, недовольных «клерикализацией страны», позволит начать борьбу с мракобесием внутри Русской православной церкви. По крайней мере, такую точку зрения 8 августа высказал журналистам на аналогичной дискуссии в Москве профессор Московской духовной академии дьякон Андрей Кураев: «Слишком долго Церковь живет в условиях бесцензурия, и столько мракобесия начало распространяться от имени Церкви!».
Он посетовал на то, что не у всех современных людей православие ассоциируется с великими святынями и выдающимися богословами. Для некоторых, по его словам, православие - это «невнятная проповедь в храме, идиотская листовка, подброшенная в электричке... и люди боятся такого православия».
В этой связи дьякон Кураев выразил надежду на то, что нынешняя дискуссия вокруг «письма десяти» даст повод священнослужителям сформулировать свою позицию по многим острым вопросам.
Алексей Яушев,
Фонтанка.ру
Поделиться