Французский историк искусства Жак Франк утверждает, что раскрыл секрет сложнейшей живописной техники Леонардо да Винчи - "сфумато", использованной при создании "Джоконды", сообщает Lenta.ru.
Техника светотени, которой пользовался Леонардо при создании своего шедевра, интриговала исследователей последние 500 лет. У предметов на картине художника нет четких границ, они размыты, "рассеяны, как дым" (отсюда - итальянский термин "сфумато"). При этом даже самые темные участки как будто светятся изнутри. Многие художники возрождения пытались воспроизвести эффект сфумато, но никто не разгадал его технологии.
Жак Франк пришел к выводу, что Леонардо использовал увеличительное стекло при работе над "Джокондой". Художнику требовались сотни сеансов, чтобы написать эту картину крошечными штрихами, самый короткий из которых равен по длине одной сороковой доле миллиметра. На некоторых участках (например, лицо Моны Лизы) Леонардо наносил до 30 слоев краски, причем каждый из них он покрывал тончайшим слоем "имприматуры" - бледно-желтой краски такого же цвета, как и исходный грунт под картиной.
Напомним, что еще одно открытие, связанное с "Джокондой", было сделано в Петербурге, как оказалось, уже много лет назад, но именно сейчас привлекло к себе всеобщее внимание. Петербургский искусствовед, сотрудник «Эрмитажа» Михаил Аникин дал свою трактовку изображению, а потом, по его словам, эту идею в своей книге использовал писатель.