Не понимаю, почему раз в четыре года среди россиян вдруг каждый второй оказывается спортивным экспертом, с легкостью рассуждает о качестве прыжков фигуристов и манере бега лыжников, хотя все остальное время им абсолютно без разницы, кто там что недокрутил...
- Не понимаю, почему раз в четыре года среди россиян вдруг каждый второй оказывается спортивным экспертом, с легкостью рассуждает о качестве прыжков фигуристов и манере бега лыжников, хотя все остальное время им абсолютно без разницы, кто там что недокрутил, - раздраженно говорил один мой друг поздно ночью 23 февраля. Его раздражение можно понять: «Зенит» обыграл «Русенборг», а весь спортивный Петербург вместо этого обсуждал бронзовую медаль Ирины Слуцкой.
Действительно, Олимпиада - это толпы спортивных чиновников, которым нужно «отчитаться». Их настолько много, что конькобежцу Дмитрию Дорофееву, например, пришлось завоевывать серебряную медаль без своего тренера - знаменитого конькобежца Сергея Клевчени. Тренеру пришлось настраивать своего подопечного по телефону, в заявке официальной делегации для него не хватило места.
Олимпиада - это обязательно сопутствующие нашей команде скандалы. В этот раз все началось еще в первый день, когда выясняли отношения главный спортсмен России Вячеслав Фетисов и президент российского олимпийского комитета Леонид Тягачев (ведомство последнего не включило Фетисова в список лиц, которым разрешен доступ в Олимпийскую деревню). И в 2006-м году со своими рекламными и допинговыми приключениями российская делегация была главным поставщиком олимпийского негатива. Соперничать с нами в этом аспекте лишь совместными усилиями смогли австрийские лыжники и итальянская полиция, устроившие настоящий детектив с обысками, погонями и уничтожением улик.
Олимпиада - это центральные телеканалы с их непрофессиональными, но зато очень патриотичными комментаторами и уверенностью, что "все в мире против нас". Так что я могу понять моего друга, которому хочется сбежать от всего этого безумия.
Но, к счастью, Олимпиада не только в этом. Олимпиада - это и лучшие в мире спортсмены. Уверен – Россию в Турине запомнят не по скотчу на форме и клоунам с черной икрой. Запомнят скорость Светланы Журовой и прыжки Евгения Плющенко, тактическую грамотность молодого Евгения Дементьева, силу воли Евгении Медведевой и Юлии Чепаловой, красоту Татьяны Тотьмяниной и Татьяны Навки, стрельбу российских биатлонисток. Эти люди - лучшие в мире. Они пахали ради триумфа четыре года круглые сутки, получая несопоставимые с теми же российскими футболистами зарплаты. (При всей моей любви к «Зениту», вряд ли российский футбол в ближайшие годы хотя бы приблизится к уровню попадающих в олимпийскую шестерку спортсменов). Они достойны того, чтобы о них говорили. Хотя бы раз в четыре года. А лучше – круглый год.
Выступление российской сборной в Турине уже признано успешным. Вчера в своем ток-шоу Владимир Соловьев даже заявил, что ему впервые в российской истории не было стыдно за зимних олимпийцев. Заявил он это в ходе телемоста с Леонидом Тягачевым, на что наш руководитель олимпийского комитета косноязычно пообещал поставить вопрос, разобраться с всемирной антидопинговой организацией, заняться развитием кёрлинга, горных лыж, фристайла и сноуборда и в ближайшее время сделать Россию «чемпионом олимпийских игр». Не знаю уж, за что так стыдно было Соловьеву в Лиллехамере и Нагано, меня 11 и 9 золотых медалей вполне удовлетворили. Но нельзя не согласиться, что падение общей статистики, которое мы наблюдали в Солт-Лейке, остановлено.
Наибольшие опасения в перспективе следующей, ванкуверской, Олимпиады внушают наши фигуристы, добывшие три золота и одну бронзу. Тотьмянина и Маринин, Навка и Костомаров, Слуцкая, Петрова и Тихонов – все они заявили об уходе из любительского спорта. А за ними, как показали все старты последнего года, - полная пустота и китайцы. Пустота и за Плющенко, но Евгений, к счастью пока никуда уходить не собирается. Остается надеяться на академию фигурного катания, которая вернет в наши края лучших тренеров.
А перед этой Олимпиадой больше всего страхов было за то, что на смену ушедшему «советскому» лыжному поколению никто не придет. Но нет, молодые все же выстрелили. Евгению Медведеву (хотя до Ванкувера и она, и Юлия Чепалова вполне должны продержаться на высоком уровне), конечно, к молодежи не причислишь, а вот Алену Сидко, Евгения Дементьева, Василия Рочева - вполне. Где-то на подходе - 19-летняя петербурженка Наталья Матвеева. Конечно, это не времена Вяльбе, Егоровой, Лазутиной, но есть с кем работать. Хотелось бы, чтоб наша лыжная сборная вместо междоусобных войн занялась совместной работой, и было бы совсем хорошо. На месте руководителей нашего НОКа я бы в первую очередь обратил внимание на «наши» виды спорта, в которых мы утрачиваем первенство, а на сноуборд и шорт-трек - уже потом.
В этом смысле очень порадовало воскрешение российской конькобежной сборной, когда-то бывшей постоянным источником медалей. Пока только по одной медали каждого достоинства, но результаты очень плотные, к шестерке подбираются многие. Таков эффект существования всего лишь одного настоящего катка в Москве.
Стоило вложиться в бобслей и санный спорт, купить нашим спортсменам тренировочное время на трассах Германии, как появились медали и тут. Пока серебро, но немцы нас уже боятся. Как говорят, они уже задумались, а стоит ли позволять нам тренироваться на своих трассах и пытаются надавить на немецкую фирму «Зингер», делающую для россиян «бобы». Вот еще немецкий тренер натренирует наших прыгунов с трамплина, и будет немецким друзьям-соперникам совсем грустно. Пока же немцы однозначные лидеры, особенно после провала норвежской сборной.
Очень нужны свои трассы, свои трамплины, свои катки – вот, пожалуй, главная мысль оставшаяся после туринской Олимпиады. Если их действительно построят – в Петербурге, Сочи, где угодно, то тогда мы действительно сможем стать «чемпионами олимпийских игр». И да здравствует олимпийское безумие!
Михаил Гончаров
Фонтанка.ру